 |
|
Текущее время: 07 май 2025, 20:32
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Петербургский вкус и Мариинский театр
Автор |
Сообщение |
Сильфида
Завсегдатай
Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37 Сообщения: 2240 Откуда: Санкт-Петербург
|
Octavia,
для меня Петипа - это не просто классик. Этот человек поставил огромное количество балетов, в которых умудрялся сочинять вариации, коды, кордебалетные картины, не повторяющие друг друга. Какие у него были сюжеты- это же просто невозможно представить! И он умудрялся ставить всё новые и новые танцы, раскрывая в них лучшие стороны дарования своих артистов.
У Бельского есть эссе, посвящённое "Теням" (оно было опубликовано в журнале "Балет"). Наверное, на этом форуме не найдётся ни одного человека, которому бы не нравились "Тени". Бельский увидел в антре теней гениальную находку Петипа: они выходят именно так, как шла к Солору Никия, держа над головой корзинку со спрятанной в ней змеёй. Прекрасная глава посвящена "Теням" в "Хореографических откровенностях" Лопухова. Когда читаешь эти заметки, понимаешь, что при всём разнообразии балета ХХ века Петипа остаётся непревзойдённым.
|
22 ноя 2006, 21:58 |
|
 |
Ольга Белицкая
Заядлый театрал
Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 15:40 Сообщения: 143 Откуда: Санкт-Петербург
|
Уважаемая Elena, позвольте Вас немного поправить: насколько я помню из книги Гамалея, при Петипа вовсе не "находились балерины, которые...", а САМ Мариус Иванович, проводя репетицию с конкретной балериной менял СВОЙ СОБСТЕННЫЙ текст, исходя из особенностей и возможностей конкретной артистки. Мне кажется, есть разница
Несколько дней назад Вы писали про амплуа артистов балета применительно к традициям Мариинского театра. Я согласна с Вами АБСОЛЮТНО! Может быть, я слишком консервативна, но я тоже хочу именно маленьких! маленьких лебедей  Другое дело, что я бы не стала спешить записывать Женечку Образцову в инженю. Во всяком случае, чрезвычайно любимая мною Жанна Аюпова тоже многими расценивалась именно в таком качестве, но, на мой взгляд, блестяще танцевала и Одетту-Одиллию, и Никию, и Медору и много другое.
Кроме прочего, Вы цитировали книгу Ф. Лопухова:
Цитата: Только в военные годы в роли Зигфрида на сцену выходил выдающийся танцовщик Н.Зубковский - блестящий виртуоз, но, увы, далеко не принц чисто внешне...
И никак мне не понять, почему же столько пинков и упреков в неинтеллинентности, некорректности и прочая, и прочая на нашем форуме получают те, кто отказывается признавать за некоторыми артистами право выступать в роли Зигфрида, Альберта, Ромео по тем же самым причинам? Даже не так: позволяют сказать, что им не понравилось! Или подобное позволительно только людям, сделавшим для балета столько, сколько сделал Лопухов, а также по отношению в переставшим выступать или покойным артистам? А нынешний зритель должен принимать все, что ему предложено? Впрочем, может быть, у нас опять военное время? "И вечный бой, покой нам только снится!"
|
22 ноя 2006, 22:03 |
|
 |
Octavia
Завсегдатай
Зарегистрирован: 30 ноя 2004, 19:19 Сообщения: 8408
|
Elena писала:
Цитата: для меня Петипа - это не просто классик. Этот человек поставил огромное количество балетов, в которых умудрялся сочинять вариации, коды, кордебалетные картины, не повторяющие друг друга. Какие у него были сюжеты- это же просто невозможно представить! И он умудрялся ставить всё новые и новые танцы, раскрывая в них лучшие стороны дарования своих артистов.
Это так интересно. Интересно что Петипа значит одно для Вас, другое для меня, а третье для третьего. Ещё одно доказательство настоящешго Гения. Ваши впечатления о Петипа интимно связаны с культурой балета, историeй балета, культурой города, et el. Для меня, не имеющей подобной связи, Петипа это Гречиский храм, законы Ньютона, мызука Баха и идеи Stephen Hawking-а. Это то чем славилась Европейская цивилизация, т.е. божественной логикой.
Очень-очень обидно, что Мариинке не вполне удалось сохранить аутентичный текст хореографии Мариуса Ивановича. И ещё более обидней, что у Мариуса Петипа до сих пор нет авторских прав. Если очень честно, то это трагедия 
Большое спасибо за Ваше сравнение Спуска Теней и Никии получающей корзинку со змеёй. Мне почему-то не пришла в голову такая ассоциация.
Последний раз редактировалось Octavia 23 ноя 2006, 04:42, всего редактировалось 2 раз(а).
|
22 ноя 2006, 22:14 |
|
 |
Сильфида
Завсегдатай
Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37 Сообщения: 2240 Откуда: Санкт-Петербург
|
Уважаемая Ольга Белицкая,
Вы совершенно правы в отношении Петипа и его балерин! Он САМ разрешал им менять текст, если считал, что это допустимо. Существовало даже такое понятие, как "вариация г-жи такой-то" (то есть госпожа такая-то танцевала то, что ей поставил балетмейстер именно в этом балете). Кажется, Вихарев с этим столкнулся, возобновляя"Баядерку". Он так и не нашёт точного текста коды в "Тенях". Кшесинская тоже имела право выбирать, чтО ей танцевать. Но это уже другой случай - всё-таки близость ко двору.
О Зубковском я написала потому, что в военное время просто не было других исполнителей партии Зигфрида (по крайней мере, какое-то время). В книге М.Михайлова "Молодые годы Ленинградского балета" написано о 20-х годах, когда все ведущие балерины Мариинского театра покинули его. Последней уехала, кажется, Спесивцева в 1924 году. Репертуар вела Елена Люком (настоящая инженю по канонам того времени). Эльза Вилль - лучшая Красная Шапочка - танцевала Аврору! А ещё была Гали Большакова... Михайлов пишет, что это был, конечно, компромисс, но зато театр не потерял классические спектакли с отъездом исполнителей за границу. Продержавшись до 1925 года - выпуска Марины Семёновой - Мариинский театр получил выдающуюся русскую балерину, которая и стала преемницей Павловой, Карсавиной, Егоровой, Спесивцевой...
Мнение Лопухова очень интересно и ценно, но и он не совсем объективен. У него были сложные отношения с Вагановой, что читается между строк его книги (а иногда и открытым текстом).Да и кто объективен, по большому счёту? Виноградов, давая всё, что можно и нельзя, Юле Махалиной и не пуская Маргариту Куллик дальше солистки? Или нынешний худрук?
Я очень люблю неординарность в балете. Согласна видеть не совсем канонического Ромео, если он тронет меня своей игрой и танцем. Насмотрелась на разных Солоров (всё-таки не принц, а просто воин), а уж Базилей-то каких только не видела - опять же, цирюльник! С принцами сложнее. Хотя Бланков, например, или Даукаев танцевали принцев, имея не совсем идеальную фигуру. А гениальный Соловьёв? Такой коренастый, с развитыми мышцами ног - и тоже был принцем!
|
22 ноя 2006, 22:29 |
|
 |
OpenAir
Заядлый театрал
Зарегистрирован: 01 июл 2006, 17:52 Сообщения: 164
|
Катерина писал(а): Потому что до сих пор никто так и не сформулировал. Может, вы сможете? Вы с такой уверенностью о нем рассуждаете... К тому же вы утверждаете, что вы - петербургский танцовщик. Так кому, как не вам, знать? Словом, вы - моя последняя надежда.
Катерина, за последнюю надежду спасибо уже хотя бы потому, что она умирает тоже последней
Что касается определения петербургского стиля в балете (ПС), то вопрос сложный, подтверждаю. Если наукообразно теоретизировать, то ПС - это давно сложившаяся и стройная система, включающая в себя основы русского классического балета (системы Дидло-Вагановой), исполнительские традиции (сформировавшиеся уже в эпоху Петипа) петербургского классического танца и традиции академической петербургской школы искусств (театр, живопись, скульптура и архитектура). По отдельности каждый блок можно рассматривать бесконечно долго. Но если найти время, то возможно. И естественно, только в привязке к балету. Красовская в книге о Вагановой очень четко характеризует влияние архитектуры Питера на классические линии и пропорции перербургской балерины (ну, и танцовщика, разумеется).
Я ответил на Ваш вопрос? 
|
24 ноя 2006, 12:35 |
|
 |
Floria Tosca
Завсегдатай
Зарегистрирован: 09 дек 2004, 02:39 Сообщения: 2611 Откуда: Санкт-Петербург
|
Ув. Опен, вопрос не мой, но боюсь, что не ответили  Вы ответили на вопрос, из чего он состоит, а мы (ну то есть я) хотели бы знать, в чем он выражается. Мне так в детстве мама объясняла  (она не балерина, а просто "театрал со стажем", как наша Елена  ), что петербургский (мариинский) стиль - это внимание к деталям, элегантность и чистота, возможно, в ущерб размаху и бравурности, а московский - наоборот прежде всего кураж и ориентация на внешний эффект, возможно, в ущерб проработке деталей. Если честно, я и сейчас так думаю  А это не так? 
|
24 ноя 2006, 18:55 |
|
 |
OpenAir
Заядлый театрал
Зарегистрирован: 01 июл 2006, 17:52 Сообщения: 164
|
Флория, в чем выражается ПС - тоже большой вопрос, многослойный и с огромным количеством деталей. Скажу так. Любой стиль - это четко установившийся канон или стандарт с возможными рамками ограничений. Если рассматривать конкретно балерину, то это будет выражаться: а) визуально (постановка корпуса, рук, ног, головы); б) технически (в соответствии со школой, данный элемент исполняется только так, а не как-то иначе); в) актерски (в соответстии с исп. традицией пантомимы и жеста)... Можно взять конкретную партию и разобрать на все составляющие.
Кстати, гипер-растяжка Сомовой и Ко не может рассматриваться, как стилевая принадлежность. То, КАК сделано конкретное движение, т.е. его принцип, да. А сам по себе угол большого арабеска или девлопе не может быть признаком стиля или вкуса, если мы не говорим об историко-бытовом танце, характерном или жанровом. Вы можете себе представить 2-ю картину "ЛО" в исполнении Сомовой под копирку с записи Улановой? Вот чтоб точь-в-точь? Это же бред полный! Сегодня нельзя так танцевать, как это делала Уланова 50 лет назад, а тем более прыгать или вертеться, как К.М.Сергеев. (Царство небесное обоим!) Тем не менее, мы признаем этих исполнителей в ЛО, как образцы ПС. Но стиль - штука не музейно-архивная, а вещь динамичная, т.е. развивающаяся в пространстве и времени. Разумеется, при определенном и даже жестком каркасе-базисе... 
|
24 ноя 2006, 19:51 |
|
 |
Floria Tosca
Завсегдатай
Зарегистрирован: 09 дек 2004, 02:39 Сообщения: 2611 Откуда: Санкт-Петербург
|
Ув. Опен, спасибо. Это я как раз понимаю, про постоянную изменчивость стиля в зависимости от времени. Я считаю, что эстетические критерии восприятия балета невероятно изменились с улановских времен. Я начала более-менне осмысленно ходить в балет лет 15 назад и многих великих не застала (не Уланову, ессно, а более поздних - типа Колпаковой и т. д.), но сейчас я просто не могу воспринимать старые записи той же Улановой, Дудинской, да и Плисецкой, хоть она не петербуженка и т. д. Не могу и все! Да простят меня уважаемые форумчане, за очень редким исключением мне их танец кажется чудовищно неуклюжим и грубым (надо сказать, что и фигуры тогда были не такие, как сейчас, мягко говоря). Вот Барышников - это да! Но это исключение, да и позже той же Улановой. Опен, а Вы нормально воспринимаете старые записи того же Сергеева, только честно?
А про противопоставление Петербург-Москва я не права, как Вы считаете с Вашей профессиональной точки зрения? Конечно, очень огрубляя, но все же...
|
24 ноя 2006, 20:00 |
|
 |
Octavia
Завсегдатай
Зарегистрирован: 30 ноя 2004, 19:19 Сообщения: 8408
|
2 OpenAir:
Однако кто так-ой/ая Ko? Будьте добры "познакомьте" 
|
24 ноя 2006, 20:32 |
|
 |
Floria Tosca
Завсегдатай
Зарегистрирован: 09 дек 2004, 02:39 Сообщения: 2611 Откуда: Санкт-Петербург
|
Октавия, Ко - это Co. 
|
24 ноя 2006, 20:35 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]
|
 |