О балетоманах.До 1830 года негласная привилегия «окормляться» в хореографическом «малиннике» принадлежала лишь театральным начальникам да аристократам, но после»эпохи» Дидло волочение за будущими и действующими артистками балета вошло в широкую моду.
Резвящиеся озорники из студентов, гвардейцев и статской «золотой молодежи» произвели тогда «демократический переворот, в результате чего получили возможность тягаться на равных с солидными ухажерами «порхающих девиц».
В стенах училища воспитанницы в разговорах называли себя девицами.
Даже не обретшие материальной самостоятельности молодые люди, вступив в клику театралов , предавались всем соблазнам и безумствам закулисной жизни: напропалую волочились за танцовщицами , мерзли у театрального подъезда , поднимали гвалт в театральном зале во время представлений , когда их кумиры появлялись на сцене, швыряли деньги, занятые «сто на сто» , неоднократно совершали утренние променады на рысаках по Театральной улице, прозванной
«улицей любви». В 1840-х годах в Петербурге возникло тайное «Общество танцоров поневоле». Название было позаимствовано из «Волшебной флейты « Моцарта , а потому , когда звучала музыка из этой оперы , участники общества должны были непременно подавать знак-«что-нибудь шевелить».
Согласно уставу общества , никто не мог быть его членом, если не волочился или не имел связи с театральной женщиной.
Каждый член обязан был непременно являться в театр , когда предмет его восторгов участвовал в спектакле, в случае манкирования он в качестве штрафа выставлял коллегам шампанское.
Собрания проходили на квартире одного из членов общества.
На этих сходках все обязаны были говорить только о балете и театре. С нарушителя брался штраф.
Устав обязывал «питать всевозможную ненависть к театральному начальству и делать всякие шиканы, но в приличном виде, без грубостей и скандалов».
Существовал ритуал посвящения в балетоманы Кандидата в члены общества привозили на главную квартиру, где хранились наиболее почитаемые атрибуты :
на возвышении находились
шлем Марии Тальони из балета «Восстание в серале» и башмачок , бывший на ножках балерины во время ее первого представления на петербургской сцене.Рядом, на столе, лежали пуанты всех знаменитых танцовщиц Большого театра.
Великолепно переплетенный устав тайной организации, памятная книжка с датами именин и дней рождения балетных артисток, летописью важнейших событий хореографического театра.
По сторонам стояли два треножника, покрытые досками.
На правой (красной) значились имена членов общества и их сторонников , на левой (черной) были записаны враги, которым полагалось шикать.
Председатель в сопровождении всех «танцоров поневоле» особенно торжественно вводил «оглашенного» в «святилище» и став, у возвышения надевал ему на голову шлем Тальони.
Потом новичка заставляли поцеловать ее туфельку . Тот произносил клятву и потом устраивал пышный банкет.
Завзятый балетоман, знаменитый академик –минералог Н.И. Кокшаров стал членом партии М.Суровщиковой и одаривал ее редкостными драгоценными камнями собственной огранки.
Однажды он преподнес ей кольцо, составленное из камней, названия которых начинались с букв ее имени»Мария» : малахита, аметиста, рубина , изумруда и яшмыПосле этого в Большом театре установилась мода на подобные ювелирные украшения .
К гастролировавшей в Петербурге В.Цукки была выписана М.Джури .
В тот вечер состоялось состязание двух балерин, вошедшее в историю под названием «бой на носках». Зрелище возбудило невероятные страсти у горячих поклонников обеих знаменитостей.
Первой исполнила вариацию Джури и сорвала аплодисменты благодаря своим «стальным" носкам.
После нее Цукки, не отстававшая от соперницы в крепости пальцев, пустилась танцевать с увлечением, грацией и шиком. «Цуккисты» торжествовали , публика закатила шумную овацию.
В заключение их кумиру была подана корзина цветов ростом почти с нее саму.
Джури же получила рога изобилия, заполненные искусственными цветами.
Один из балетоманов сострил: «Лучше рога изобилия, чем изобилие рогов!»
В память об этом сражении трое балетоманов «цуккистов» заказали отлить из серебра слепок ноги победительницы.
Идеальные ножки танцовщиц ценились, воспевались и даже почитались.
Так, были популярны литографии с изображением ноги М.Тальони.
Слепки с необыкновенно маленькой ножки В.Зубовой украшали столы в рабочих кабинетах всех балетоманов, а поклонники М.Суровщиковой сделали по мерке ее ноги- 33 номер – золотой танцевальный башмачок с бриллиантовой пряжкой и преподнесли ей в подарок.
Пуанты балерин с автографом на внутренней стороне подошвы всегда считались ценным подарком.
В 1862 году М.Муравьева после бенефиса поддалась на уговоры своих поклонников – и передала им туфельку, в которой танцевала , и те пили из нее шампанское за здоровье любимой примы.
Эпидемия балета в России длилась почти 200 лет и закончилась с распадом великой империи.