Текущее время: 09 май 2025, 06:31



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.
АРБ 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение АРБ
http://www.fontanka.ru/120371

Почему крупных девочек не берут в балерины?

Изображение
28/02/2005 13:18

Академию русского балета имени Агриппины Вагановой представлять нет никакой нужды. В здании на улице Зодчего Росси почти полтора века под одной крышей располагались школа и репетиционная база Императорской балетной труппы (балета Мариинского театра). Человеческие страсти, талант и вдохновение питают и новейшую историю Вагановки, в каждом выпуске которой зажигается новая балетная звездочка. Поэтому так странно и нелепо выглядит тот судебный спор, в который оказалась втянута Академия балета, которую сегодня атакуют претензиями некоторые родители воспитанниц, отчисленных за «профнепригодность».

Почин этой судебной тяжбе положила мать 14-летней Насти Ковалевской (имя девочки по этическим соображениям изменено), которая после двух лет обучения в академии была отчислена переводом в общеобразовательную школу с формулировкой «отсутствие профессиональных способностей и перспективы их развития».

Учеба в Академии балета - дело специфическое. Но в 10-летнем ребенке трудно углядеть то, чем одарила его природа, которая переменчива и непостоянна. Какой будет девочка через два, три, пять лет, ни один специалист не спрогнозирует. Именно поэтому в уставе академии заложена принципиальнейшая мысль о том, что в случае неудовлетворительных оценок по профессиональным дисциплинам ребенок переводится в общеобразовательную школу. Основные условия обучения полностью отражают его специфику: «Обучение хореографическому искусству возможно лишь при безусловном наличии соответствующих физических, внешних, психологических и творческих данных. Прием абитуриентов, восстановление и перевод студентов на последующие годы обучения в академии осуществляется по результатам медицинского и психологического осмотра, проверки профессиональных данных и способностей».

Больше того, подобная схема была изначально заложена еще в Императорском Санкт-Петербургском театральном училище, где все принимались с испытательным сроком не менее одного года.

Но мать Насти имеет на это свои аргументы. «Приказ ректора академии об отчислении Насти является незаконным и необоснованным, так как прямо противоречит нормам Закона «Об образовании», - пишет она в своем исковом заявлении. - В соответствии с этим законом деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях. И потом в академии говорят: «Мы готовим артистов для Мариинского театра». Но мы не хотим в Мариинский театр! Мы, быть может, хотим выбрать другую труппу. Может быть, девочка будет заниматься преподавательской деятельностью. Дело в том, что в академии отсутствуют критерии оценки, почему отсеивают одних и оставляют других. Пусть, в конце концов, работодатель решает, кто из выпускного класса профпригоден, а кто нет. Но это не дело педагогов! В любом случае образовательное учреждение такого уровня не должно нарушать законы».

Как утверждают в академии, болезнь стопы, которая была обнаружена у Насти, также можно рассматривать как предвестник будущего профессионального неблагополучия с ногами из-за отсутствия необходимого подъема. Как следствие, переутомление ног в результате возрастающих в классе нагрузок. Педагоги и медики не имеют права продолжать с таким ребенком профессиональный учебный процесс.

По мнению ректора Академии русского балета Веры Дорофеевой, цель этой судебной тяжбы не в том, чтобы обеспечить ребенка профессией артиста (а это основная задача академии), а в том, чтобы ребенок получал общее среднее образование в профессиональном образовательном учреждении высшей категории.

...В марте в Академии русского балета начинается очередной прием детей в возрасте 9-10 лет на обучение специальности «артист балета».

- Из 65 студентов исполнительского факультета заканчивают академию не больше 50 процентов детей, - говорит ректор Академии русского балета Вера Дорофеева. - Причины отчисления могут быть абсолютно разные. Особенно страдают девочки, которые в период гормонального развития очень сильно меняются внешне. Поэтому родителям, мечтающим о балетной карьере своих детей, стоит знать, что поступление в академию еще ничего не гарантирует.

Ирина Молчанова

Полностью статью можно прочитать в газете "Ваш Тайный советник". ЕЕ свежий номер появился на прилавках в понедельник, 28 февраля.


28 фев 2005, 17:03
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.nv.vspb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=204570026

Невское время
15.03.2005

БАЛЕТНЫЕ КОШКИ-МЫШКИ

Не каждый ребенок способен стать хорошим танцором, не каждый родитель готов смириться с этим.


Академия русского балета продолжает отбор школьников. Претензии родителей отчисленных воспитанников не прекращаются. Ежегодно на отборочные туры в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой приходят около тысячи детей. Лишь полсотни из них по результатам предварительных испытаний зачисляются для обучения. И только половина студентов проходят весь путь до конца и становятся артистами балета.
Обучение классическому танцу - процесс сложный и кропотливый, это известно любому обывателю. Кинематографисты и писатели часто обращаются к этой теме, живописуя тяжкую долю служителей Мельпомены. Одним из наиболее эксплуатируемых образов стала юная ученица балетной школы, отчисляемая за "профнепригодность". Хороша еще и балерина, которая, находясь на вершине карьеры, получает непоправимую травму. Действительно, почва благодатная - тут и разбитая судьба, и страсти, и отчаяние, и сверхчеловеческие усилия. На фоне такой информации о балетном мире поражает то, с каким упорством некоторые родители стараются определить свое чадо в соответствующее заведение и прочат ему яркую балетную карьеру.
Этой весной, как обычно, Вагановская академия проводит консультации для детей девяти-десяти лет. Возможно, кто-то из них станет новой звездой Мариинского театра. Но пока определить дальнейшую судьбу каждого из них невозможно. Детей отбирают по множеству критериев - физических и психологических. Сейчас на исполнительском факультете академии, несмотря на большие отчисления, обучаются около трех сотен ребят. Наибольшее количество детей отчисляются из пятого балетного класса академии в возрасте четырнадцати лет. Особенно тяжело приходится девочкам. Принимая десятилетних школьниц, специалисты не могут знать, какой девочка станет через пару, а тем более пять лет.
"Очень часто бывает так, что ребенок имеет какие-то недостатки, но притом у него толковая голова. Такой ученик часто добивается многого, - говорит Вера Дорофеева, ректор академии, - с другой стороны, иногда бывает ребенок, который появляется раз в сто лет, - талантливый, гибкий, вроде все ему дано, но он никем не становится". В уставе академии говорится, что в случае неудовлетворительных оценок по профессиональным дисциплинам учащийся переводится в общеобразовательную школу. Такое происходит довольно часто. И часто расстроенные родители юных танцоров видят в этом вопиющую несправедливость и тщатся найти виноватого. Родители скандалят и подают в суд. Замученные дети в большинстве случаев лишь смотрят со стороны... Их не спрашивают, нужен ли им престиж студента Вагановки.
Последняя судебная тяжба против академии, инициированная мамой одной из отчисленных девочек, до сих пор не разрешилась. Мама делает ставку на то, что академия, имея статус муниципального образовательного учреждения, по закону не может самостоятельно определять свои права. Таким образом, существующий устав Вагановки не правомерен. "Но мы не типовое учебное заведение, - настаивает Вера Дорофеева. - Конечно, у нас есть нарушения и недостатки, но академия - живой организм. К тому же, кажется, когда писали закон об образовании, ни в коем случае не имели в виду такую школу, как наша, о нас просто забыли. А ведь здесь своя специфика, и она существует уже двести шестьдесят восемь лет".
Теперь возмущенная родительница даже выпустила самиздат "для родителей учеников Академии русского балета". "Балетные мышки" - так называется "оппозиционная газета". Под мышками автор, вероятно, подразумевает безгласных родителей отчисленных студентов. "Из-за нашей безграмотности, наших страхов и нашего желания решать все возникающие проблемы полюбовно в стенах академии калечатся души и ломаются судьбы наших детей", - пишет автор и редактор издания. Обеспокоенная женщина видит справедливость по-своему: "Если мы не позволим академии отчислять детей в течение всех лет обучения на этапе получения основного общего образования, то по итогам аттестации по окончании 9-го класса академия будет вынуждена поставить большинству детей приличные оценки". Женщина призывает всех родителей настаивать на своих правах и в случае неудачи обращаться в прокуратуру, комитеты по науке и высшей школе, по труду и социальной защите и другие. Неплохо пожаловаться и губернатору Петербурга или полпреду президента России - их официальные адреса также указаны в "газете" в ряду контролирующих органов.
Дочь авторши гневного издания проучилась в академии год, после чего была отчислена, но потом опять принята для обучения. Здесь держатся за каждого ребенка - так говорят педагоги. Но если воспитанник не имеет не только соответствующих данных, но и желания, работа с ним становится бесполезной и мучительной, прежде всего для самого ученика. Так что на следующий год упомянутую школьницу постигла та же участь. Переведенные в общеобразовательную школу дети часто возвращаются в Вагановку после. Они могут поступить, например, на балетоведение (своеобразный факультет журналистики с ориентировкой на балетную тему). Такие дети имеют огромное преимущество, их с удовольствием берут на этот факультет. Кроме того, академия "не выбрасывает детей на улицу", при желании родителей ребенка могут порекомендовать в другое хореографическое училище или куда-то еще. "В девяноста процентах случаев мы помогаем детям устроиться", - говорит Вера Дорофеева.
Академия русского балета ставит очень высокую планку для своих воспитанников - это ни для кого не секрет. Почему легендарная школа должна снижать свой уровень? Престиж этого образовательного учреждения часто становится сильнейшим соблазном для тщеславных родителей. Но есть и другие мотивации. "Мама желает, чтобы девочка училась в закрытом учебном заведении, причем абсолютно бесплатно. Ребенок как бы находится в камере хранения с девяти утра до семи вечера. За ребенком смотрят педагоги и воспитатели, никаких наркотиков, никакого дурного влияния. Родительнице в данном случае все равно, станет ли ее дочь балериной или нет. Но зачем терять время, когда можно действительно сделать для своего ребенка что-нибудь полезное?" - таково мнение ректора академии.
Суд по поводу несправедливых отчислений будет продолжаться. Что приобретет в результате обиженная сторона - непонятно. Но едва ли в результате подобных процессов ребенок "заботливой" мамы может стать способнее или трудолюбивее.

Анастасия РЫБАК


15 мар 2005, 22:32
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.kommersant.ru/region/spb/pag ... ection=957

КоммерсантЪ
Санкт-Петербург
№61 от 07.04.2005, ЧТ

Танцы с родителями

"Вагановку" забросали судебными исками


Вчера Куйбышевский суд Санкт-Петербурга начал рассмотрение трех исков, ответчиком по которым выступает Академия русского балета имени Вагановой. Родители воспитанниц, отчисленных за плохие оценки по специальности, требуют восстановить дочерей в академии. Руководство академии считает, что это может создать опасный прецедент.

Академия русского балета имени Агриппины Вагановой была создана по указу императрицы Анны Иоанновны 4 мая 1738 года и считается старейшей и авторитетнейшей балетной школой России. Сейчас в академии открыты два факультета: на исполнительском готовят артистов балета, на педагогическом -- педагогов, балетмейстеров и балетоведов.
Первой в суд решила обратиться петербурженка Яна Асмаловская. Ее дочь Полина, обучавшаяся на исполнительском факультете, по итогам годового экзамена получила "три с минусом", что по системе оценок академии считается неудовлетворительным баллом, и была отчислена приказом ректора. Мать Полины решила обжаловать приказ ректора в суде, добившись таким образом восстановления дочери в академии. По мнению матери Полины, федеральный закон "Об образовании" разрешает отчислить учащегося только в двух случаях: по состоянию здоровья или по желанию родителей. "Если у ребенка есть академическая задолженность по какому-то предмету, то он переводится в следующий класс условно. Причем на родителей в этом случае налагается обязательство погасить задолженность в течение следующего года. Возможность отчисления несовершеннолетнего во время получения общего образования нормативными актами не предусмотрена", -- утверждает Яна Асмаловская.
Одновременно госпожа Асмаловская обратилась с заявлением в прокуратуру Петербурга с просьбой проверить законность действий руководства Академии русского балета. Осенью прошлого года горпрокуратура выдала Академии представление об устранении нарушений закона, которые прокуроры усмотрели в пунктах устава академии, регламентирующих процедуру отчисления. После этого Полина Асмаловская была восстановлена и сейчас продолжает учиться. Однако ее мать решила довести дело до конца и вчера явилась в суд. В ходе заседания представитель академии адвокат Михаил Юрьев настаивал на том, что "особенности строения тела девочки препятствовали ее занятиям по профильному предмету -- классическому танцу". Подробности раскрыли свидетели -- худрук академии (бывшая солистка Мариинки) Алтынай Асылмуратова и декан исполнительского факультета Марина Васильева. По их словам, главной причиной отчисления стали такие профессиональные данные Полины, как "непластичная стопа, общая инертность и т. д.". "Итоговая оценка ученику выставляется комиссией. Из субъективных оценок каждого члена складывается общая объективная оценка", -- пояснила госпожа Асылмуратова. "Мы выпускаем квалифицированных артистов балета. Хотя мы и восстановили девочку, но я не вижу у нее улучшений. Программа усложняется, и Полина ее не осваивает", -- заявила госпожа Васильева. На этом заседание было завершено.
Проректор академии по научной работе Вячеслав Исаков заявил Ъ, что "данный судебный процесс создает опасный прецедент, который может пошатнуть сложившуюся систему обучения". И действительно, пример Яны Асмаловской оказался заразительным: родители еще двух отчисленных весной 2004 года воспитанниц академии, Елены Рыкуновой и Натальи Васильевой, подали аналогичные иски в Куйбышевский суд. Вчера обе они явились на судебное заседание, но рассмотрение их заявлений по существу не началось.
Ъ будет следить за развитием событий.

ДМИТРИЙ МАРАКУЛИН

http://www.kommersant.ru/region/spb/pag ... doc=568699

КоммерсантЪ
Санкт-Петербург
№63 от 09.04.2005, СБ

Кастингом балерин занялся суд


В четверг вечером Куйбышевский суд Санкт-Петербурга отказался удовлетворить скандальный иск к Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. Мать ученицы, отчисленной из академии из-за неудовлетворительной оценки на экзамене по специальности, пыталась восстановить дочь через суд.

Претензии к Академии русского балета у петербурженки Яны Асмаловской появились весной прошлого года. Ее дочь Полина, которая училась по специальности "артист балета", получила на годовом экзамене неудовлетворительную оценку "три с минусом" и приказом ректора была отчислена из академии.
Мать отчисленной ученицы обратилась в Куйбышевский суд с иском к академии, прося отменить приказ ректора об отчислении как незаконный, а также подала жалобу в прокуратуру. По мнению заявительницы, федеральный закон "Об образовании" разрешает отчисление несовершеннолетнего только в двух случаях: в связи с личным желанием родителей ребенка и по состоянию здоровья. В ноябре 2004 года городская прокуратура направила руководству академии представление, требуя устранить выявленные нарушения (по мнению прокуроров, ряд пунктов устава учебного заведения, регламентирующих отчисление, противоречит федеральным законам). Полину восстановили в академии, однако ее мать решила довести судебную тяжбу до конца.
В суде представители академии называли иск госпожи Асмаловской "опасным прецедентом" (после нее в суд с подобными заявлениями обратились родители еще двух отчисленных из Вагановки воспитанниц), а также настаивали на своем праве самостоятельно решать, кого отчислять. "Мы выпускаем квалифицированных артистов. Наше имя -- это известный брэнд, и мы не можем снижать его качество. Выдаваемый нами диплом нигде не требует подтверждений", -- заявила Ъ ректор Академии русского балета Вера Дорофеева. Марина Васильева, бывшая солистка Мариинского театра и декан исполнительского факультета, на котором училась Полина Асмаловская, была более категорична. "Мне еще до экзамена было ясно, что девочка не пройдет на следующий год обучения по профессиональным данным. У нее тяжеловатая фигура, женственная. Для девушки это хорошо, для балерины -- плохо", -- заявила госпожа Васильева.
В четверг Куйбышевский суд завершил рассмотрение этого дела. Судья Ольга Белисова огласила резолютивную часть решения: отказать госпоже Асмаловской в удовлетворении иска. Заявительница сообщила Ъ: "Мы ожидали такого решения, но я готова идти дальше -- вплоть до Страсбургского суда по правам человека". Ректор академии Вера Дорофеева только и смогла ответить на это, что хотя она и рада судебному решению, но ей очень жаль девочку.
Впрочем, пока Полину Асмаловскую отчислять не будут: по словам художественного руководителя академии Алтынай Асылмуратовой, "если девочка сдаст экзамен,то перейдет в следующий класс и, естественно, не будет отчислена".

ДМИТРИЙ МАРАКУЛИН


08 апр 2005, 00:41
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.kohkpetho.ru/versia.php?article=3470


Газета «Совершенно секретно - версия в Питере»
№15 от 18.04.2005

Можно ли искусство загнать в цифровые критерии?

Изображение

«Все принятые в Училище определяются на испытание на один год и по истечении этого времени выказавшие способности к танцевальному искусству зачисляются в число учеников и учениц; те же, у которых оказались неудовлетворительные способности к танцевальному искусству, увольняются из Училища».
Это цитата из Устава императорского петербургского театрального училища от 1889 года о правилах приема и отчисления учеников.
Собственно говоря, с момента создания училища в 1738 году и до сегодняшнего дня в Уставе Академии русского балета им. Вагановой мало что изменилось. Знаменитый русский балет рождался в условиях жесточайшего отбора. Из тысячи просмотренных детей принимались десятки, и лишь единицы достигали настоящих вершин.
Как в царские времена, так и в советские в ходе учебы в танцевальном училище отсеивалось более половины поступивших. И это понятно. Дети растут, изменяются их физические данные, и совсем не обязательно, что с возрастом у ребенка будет больше способностей к балету. Как правило, все происходит наоборот.
После развала Советского Союза знаменитой Вагановке стало значительно сложнее набирать детей. И причин здесь много. Во-первых, сократилось число поступающих, поскольку перестали приезжать из бывших союзных республик. Во-вторых, сказываются последствия демографического провала 80–90-х годов прошлого века. И в-третьих, резко ухудшилось состояние здоровья самих детей.
– Мы вынуждены выбирать лучших из худших и лелеять надежду, вдруг из них что-нибудь получится, – рассказывает ректор Академии Вера Дорофеева. – Нам приходится принимать детей «условно», если у них есть хоть какие-то данные, в надежде, что со временем они разовьются. Но, как правило, увы, этого не происходит.
Вагановка – не типовое учебное заведение. Помимо обязательной общеобразовательной программы дети здесь получают среднее профессиональное образование. Поэтому все внимание педагогов приковано именно к так называемым профессиональным данным, отсутствие которых может привести к отчислению ребенка из Академии. Именно этот момент и стал камнем преткновения в прошедшем недавно судебном разбирательстве. Мама одной из учениц не согласилась с отчислением дочери и встала на защиту ее прав.

Балет и хореография: знак равенства или нет?

Полина Асмаловская хотя и занималась на подготовительных курсах Академии, была принята только со второго набора и с пометкой «условно», то есть на испытательный срок. Через год ее отчислили, поскольку она не сдала годовые экзамены, а также из-за отсутствия профессиональных данных. С этим не согласилась ее мать, профессиональный юрист. Усмотрев в действиях Академии грубое нарушение «Закона об образовании», а также нарушение прав ребенка в области получения обязательного среднего образования, Яна Эдуардовна подала на Академию в суд. Основное требование – признать отчисление неправомочным.
– Академия ведь не набирает детей с улицы. Туда приходят лучшие из различных хореографических училищ, кружков, коллективов, где они занимаются с четырех лет. И из них потом отчисляют практически всех. Это не может быть справедливо, потому что при приеме в Академию выбрали очень хороших детей, – мотивирует свою позицию Яна Эдуардовна. – Они объясняют так: «Мы даем профессиональное образование, поэтому, чтобы учиться у нас, нужны специфические данные. Комиссия высочайшего уровня смотрит каждый год эти данные. И если у детей их нет, то мы их отчисляем».
Требования к профессиональным данным нигде не записаны. Я просила в Академии – дайте список, объясните критерии. Ни в одном законе, ни в одном подзаконном акте, нигде нет четкого разъяснения, что такое «профессиональные данные» и какие они должны быть в данном случае. У меня сложилось устойчивое мнение, что в самой Академии не имеют точного представления об этом, да и в письменной форме они не определены. По крайней мере, никаких разъясняющих документов мне не показывали. Все, что они говорят, – это только общие слова.
Если же оперировать положениями закона, то там есть одна-единственная строчка, что ребенок может обучаться хореографии, если он здоров, то есть если это ему не запрещено по медицинским показателям. И это логично, поскольку занятия хореографией – это определенная физическая нагрузка, которая не должна причинить вред здоровью ребенка. Все. Больше никаких ограничений действительно быть не может. Дети, прошедшие конкурс, уже соответствуют профессиональным требованиям.
Главный аргумент Академии – отсутствие профессиональных данных у детей. Их все время проверяют, а потом говорят, что данных нет. Затем ребенка отчисляют в конце учебного года как профнепригодного. Правда, вам могут сказать: «Придите в конце лета, мы еще раз посмотрим вашего ребенка, вдруг у него что-то появится». Это абсурд.
Если мы говорим про профессиональные данные, то они либо есть, либо их нет. А так, что в конце лета они появились, и мы вас зачислили, а потом они исчезли, и мы ребенка отчисляем – это абсурд. Если же эти профессиональные данные так скачут, то отчислять детей нельзя, а надо ждать, пока они установятся.

– Девочка была отчислена как не прошедшая конкурсный отбор при переводе на следующий год обучения. То есть, попросту говоря, она не смогла сдать экзамен, не выдержала его. А это именно профнепригодность, что, собственно говоря, и записано в уставе Академии, – разъясняет позицию Вагановки адвокат Михаил Юрьев. – После двух лет обучения стало ясно, что у Полины нет профессиональных способностей и развить их невозможно. Академический совет принял решение об отчислении девочки.
Это решение не было спонтанным. Еще на подготовительном отделении было видно, что у нее недостаточно профессиональных данных. Другое дело, что по мере роста, развития и созревания девочки и под руководством опытных педагогов они могли меняться в лучшую сторону, а могли и не меняться. При поступлении Полины в Академию в августе 2002 года в ходе трех туров приемных испытаний комиссия в составе 15 педагогов и врачей сделала вывод о том, что она годна «условно» и может быть зачислена в академию лишь с испытательным сроком. Родители об этом знали и подписали соответствующие бумаги.
В конце первого года обучения Полина получила низкие оценки на экзаменах по профессиональным предметам. Однако по решению комиссии испытательный срок был продлен.
В течение второго года обучения все определеннее становилось ясно, что развить в необходимом объеме профессиональные данные Полине не удастся. На протяжении всего учебного года она не получала больше «тройки» при пятибалльной системе. Как следствие у девочки упала успеваемость по профилирующим предметам. За годовой экзамен по специальности она получила «неуд», о чем мы и сообщили ее родителям.
Кроме того, у Полины в декабре 2003-го обнаружили болезнь стопы. Для будущей балерины это очень серьезная проблема. Кроме того, это является косвенным признаком того, что организм девочки не справляется с нагрузками, которые дальше будут только возрастать. И последствия могут быть очень серьезными. В принципе, мы не имеем права в такой ситуации продолжать профессиональный учебный процесс, потому что тогда будем нарушать «Закон об охране здоровья ребенка».
Еще один аргумент Асмаловской, основанный на букве закона, заключался в том, что до 15 лет профессионального образования быть не может. Следовательно, обучаться хореографии (поскольку балет и хореография это тождественные понятия) ничто не мешает, и отчислен ребенок без получения среднего образования быть также не может. На что руководство Вагановки пыталось объяснить, что они не типовое учебное заведение и подчиняются не Министерству по образованию, а Минкульту, и являются федеральным учреждением высшего профессионального образования, в рамках которого обеспечивается выполнение государственного образовательного стандарта.

Что такое профессиональные данные и могут ли они быть оцифрованы?

Надо ли говорить, с каким нетерпением общественность ожидала решения суда по иску Асмаловской к Академии русского балета? В случае принятия положительного решения это означало пересмотр всей системы подготовки балетных кадров в России. Кроме того, под угрозой существования оказывались все нетиповые учебные заведения, которых, оказывается, не так уж мало. Очень условно их можно разделить на три типа: культурные, военные и спортивные. И самыми незащищенными оказываются именно первые, поскольку с двумя последними ситуация чуть более ясная.

<.....>

А вот как оценить, например, пластичность и артистизм, мастерство и красоту исполнения? Эти данные никаким цифрам не описать. Да, Паваротти в 30 лет только начал брать уроки вокала, а кто-то занимался с шести, но так и не смог дорасти до оперной сцены. Да, Анну Павлову в детстве педагоги упрекали в отсутствии гибкости в ногах, но в итоге она стала великой балериной. Предугадать, как будут развиваться возможности ребенка, невозможно. Никто не может сказать, до какого момента можно развивать способности ребенка, чтобы это потом не обернулись против него, чтобы сама природа не взбунтовалась против насилия.
– У нас очень сильные педагоги, которые просто творят чудеса, – говорит художественный руководитель Академии, народная артистка России Алтынай Асылмуратова. – Но даже они ничего не могут сделать, когда нет данных. А требования к артистам балета все время растут, причем не только у нас. Это происходит на мировом уровне. Например, в мое время считалось неприличным поднимать высоко ногу, точнее сказать, это считалось неэстетичным, и старые педагоги этому не учили. Но прошло время, требования изменились, и теперь ногу нужно поднимать высоко, значит, нужно растягивать ребят. Поэтому ввели еще один предмет – гимнастику.
У нас нельзя смотреть только на оценки, потому что на первый взгляд они могут быть вроде бы и ничего. Но ребенка берем условно. Значит, что-то беспокоит комиссию, мы не уверены, как будут развиваться его данные. Когда берут безусловно, значит, все есть и проблем не должно быть, но такое бывает очень редко.
У нас нет так называемых цифровых критериев. Мы где-то похожи со спортом, а где-то все-таки нет. В спорте дается определенное количество нагрузки, натренировывается определенная группа мышц для того, чтобы преодолеть, скажем, планку. А у нас, кроме физических показателей, существует много других факторов, потому что мы готовим артистов, а не исполнителей движений.
Мы немного обманываем зрителя, все об этом знают. У человека, сидящего в зрительном зале, должно оставаться впечатление, что исполнителю все дается легко. И если у танцовщика есть какие-то недостатки, то их нужно спрятать. Этому мы тоже учим. Если нет природного прыжка, то пользуемся махом. Но даже если у человека прыжок с места 50 см., он может и не стать артистом, потому что у него чего-то другого нет.
Безусловно, субъективизм всегда присутствует в той или иной степени в оценке профпригодности и наличии профданных. Однако в искусстве, как и в некоторых видах спорта, его, пожалуй, больше всего именно потому, что искусство нельзя загнать в какие-то жесткие «цифровые» стандарты. Когда четко можно сказать, что ребенок в них не укладывается. И родители вправе говорить о предвзятости. Это тот предмет спора, где объективная истина вряд ли родится.
Суд отказал Асмаловской в удовлетворении ее иска. Она собирается обжаловать решение и идти дальше по инстанциям, добиваться правды. А балетный мир вздохнул с облегчением – систему ломать не придется. Пока.

Наталья Григорьева


06 май 2005, 17:17
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=5206&folder=163

Санкт-Петербургские ведомости
Выпуск № 102 от 08.06.2005

Авроры и Валькирии нового выпуска

Выпускные спектакли Академии русского балета им. А. Я. Вагановой — праздник для всех любителей балета, которые с придирчивостью опытных судей оценивают способности новичков.

В этом году среди исполнителей ученицы профессора Татьяны Удаленковой и педагога Ирины Ситниковой, которая нынче тоже держит экзамен — она впервые представляет на суд знатоков и зрителей свой выпускной класс. Мужскую «гильдию» танцовщиков подготовили профессор Борис Брегвадзе и доцент Виталий Цветков.

Программа нынешних концертов, проходящих на сцене Мариинского театра, составлена по принципу — классика и современность. Баланс соблюден: отрывки из классических балетов чередуются с опусами современных хореографов. В наше время талантливый «сочинитель танцев», как эту профессию называли в старину, явление редкое. Не всякое столетие радует нас вспышкой балетмейстерских открытий.

И на этот раз с хореографией не повезло, едва ли выпускникам танцевать ее интересно. «Валькирии» Сергея Викулова на музыку Рихарда Вагнера — работа скучная, не имеющая никакого отношения ни к старинному эпосу, ни к музыкальным образам. Илья Ларионов поставил «Цыганский танец» на музыку Сергея Рахманинова, как говорится, без изюминки.

Зрительный зал оживает и эмоционально реагирует на фрагменты из классических балетов. Задушевностью и лиризмом проникнут третий акт из балета «Спящая красавица», где мастерством танца порадовали Дарья Васнецова (Аврора), Константин Зверев (Дезире) и Любовь Кожарская (Фея сирени). Очаровательная, изящная Екатерина Иванникова покорила искренностью в дуэте из «Эсмеральды», где ее партнером был статный красавец Иван Ситников. В па-де-де из балета «Маркитантка» Намихо Маэда (Япония) и Филипп Степин подтвердили стиль петербургской школы: темперамент, подчиненный классической форме, рождает всплеск чувств, ту гармонию, которая и создает поэзию танца.

Многие выпускники этого года приняты в труппы ведущих театров города. Там им предстоит обрести свое место и доказать право на наполнение сложного и разнообразного репертуара

Игорь СТУПНИКОВ


10 июн 2005, 12:46
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.utrospb.ru/utro/news.aspx?id=1133

Утро Петербурга
№: 348 от 10.06.05

Восходящие звезды белых ночей
Академия русского балета имени А.Я. Вагановой по традиции на сцене Мариинского театра в июне показывает свои выпускные спектакли.

Изображение

Академия русского балета — одна из самых знаменитых балетных школ мира. Здесь начинали свой творческий путь легендарные Анна Павлова, Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Марина Семенова, Вахтанг Чабукиани, Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Галина Уланова... Перечисление одних только имен и фамилий всемирно известных выпускников может занять несколько страниц.

А начиналось все очень скромно. 267 лет назад, в 1738 году, придворный балетмейстер Ж.-Б. Ланде, француз по национальности, написал императрице Анне Иоанновне: «Прошу вверить моим заботам двенадцать русских детей для составления балетов и театральных танцев. Эти ученики через три года ни в чем не будут хуже лучших иноземных танцевальщиков». В том же году был подписан указ об открытии «Танцевальной школы». Пророчества господина Ланде сбылись — петербургская балетная школа признана одной из лучших в мире. В знаменитое здание на улице Зодчего Росси каждый год приходят новые ученики с надеждой через годы упорного труда превратиться из «гадких утят» в прекрасных лебедей и начать свое триумфальное шествие по балетным сценам мира.

Гордостью Академии балета всегда являлись ее великолепные педагоги. В этом году классы выпускают Т.А. Удаленкова, И.А. Ситникова, Б.Я. Брегвадзе, В.Ю. Цветков. На выпускных спектаклях кроме концертной программы зрители увидят фокинскую «Шопениану», специально возобновленную к 125-летию хореографа.

«Шопениана» появилась в 1907 году на сцене Мариинского театра. Фокин поставил балет в три дня и ничего в нем больше никогда не менял. По словам хореографа, главное отличие «Шопенианы» от балетных постановок — полное отсутствие трюков. Ни единого антраша, никаких туров, сложных пируэтов. На первый взгляд может показаться, что исполнять этот балет очень легко, но на самом деле это не так...

Михаил Фокин, сочиняя этот балет, совсем не думал о том, вызовет ли он аплодисменты, радостный отклик. Должно быть, поэтому и был вознагражден одним из самых больших успехов. Хочется верить, что будущим танцовщикам удастся проявить себя в этом балете и заявить о новом талантливом поколении артистов в классическом танце.


11 июн 2005, 18:48
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.gorod-spb.ru/story.php?st=5819

Город № 21
от 20-06-2005

Русская танцевальная фактура

На сцене Мариинского театра прошли выпускные концерты Академии русского балета имени Вагановой. Это выпуск, помимо обычного отчета, должен был стать аргументом в споре академии и мам учениц, которых отчисляли из Вагановки этой зимой. Но блестящей аргументации не вышло.

Конечно, крайне полных фигур или совсем уж безнадежных ног (таковы основные претензии к отчисленным ученицам) не наблюдалось. Более того, по форме ног, пожалуй, этот выпуск качественнее предыдущего. Но в действии выпускной материал оказался средне-серым.
Особое место в репертуаре академии всегда занимала "Шопениана" -- гимн воздушности и выразительным рукам петербургского балета. Но танцевать в ней разучились: у юных сильфид воздуха в танце не обнаружилось. В концертной программе в балеринских и премьерских партиях по-прежнему выходят те, кому по-настоящему надо "стоять у воды", и далеко не в Мариинском театре. Когда в па-де-де из "Тщетной" маленькая озорная японка азартно выстреливала ногами, а бурные овации получил неплохой, но слабосильный партнер, то причина скорее в корпоративной поддержке соучеников и их родителей, чем в истинном признании.
С точки зрения артистизма объединяет одно: выходят танцевать не хореографическое произведение, а выполнять набор движений. Каждый сам по себе. Причина -- натасканность. В школе даже экзамен -- это затверженный в течение семестра, а то и года набор комбинаций. Отсюда неразвитая память тела: встав в ряд кордебалета в театре, новенькие отличаются тем, что постоянно оглядываются на соседей. Зубрежка -- одна из причин профессиональных травм, не случайных, а именно тех, что от постоянной неправильной работы (такая привела к срочной замене солистки в гран-па из "Баядерки"). То есть ученик Вагановки усваивает не методику выполнения движения, которая как раз исключает травмы, а заучивает их внешний вид. В результате в школе практически нет не искалеченных балетным спортом и форсированными нагрузками учащихся: от сколиозов и дистрофии до проблем с коленями и размягчения костей. Дети знают, что такое травмы и их хронические последствия, стимуляторы и обезболивание.
Театр ломает -- это аксиома. Но школа ломает не менее, а более жестоко. Психологическая атмосфера в академии не из легких -- это симбиоз традиций театрального закулисья и дедовщины, включая хамство педагогов в качестве стимулятора (хотя устав обещает право "на уважение своего человеческого достоинства"). Потому на сцене царит самомнение в комбинации с зажатостью в качестве сценической раскрепощенности, а предмет особой гордости в школе -- экстерьер (хотя многие нынешние примы не проходят по стандартам академии). Но главный критерий качества образования -- все-таки не внешние данные учениц, а выучка (что академия и обещает в своем уставе).
Проблема в том, что в школе делают ставку на звезд -- поэтому не столь почетно имя педагога, способного выпустить класс не харизматичных, но надежно выученных танцовщиков, и таких педагогов все меньше. Выпускники и их учителя стремятся показать силовые танцы, сил для которых не хватает, забыв об их чистоте и надежной школе (те, кто, вопреки правилам академии, занимается дополнительно, особенно не у своих педагогов, заметно отличаются). Даже элементарной выворотности у выпускников не наблюдается. Самое, пожалуй, обнадеживающее в нынешних концертах -- не артисты, а хореограф. Студент Илья Ларионов поставил "Цыганский танец", оказавшийся интересной заявкой на будущее. Что редкость, хореограф даже видит костюм: цыганские юбки танцуют не менее эффектно, чем ноги.
Мариинский театр из этого выпуска принимает в труппу 12 человек -- более трети. Для сравнения: в 1995 году принято восемь (лидер выпуска Диана Вишнева) -- тогда это был рекорд. А в 1998-м всего трое -- руководство балета заявило, что повышает требования к выпуску. Чем объяснить количество пополнения в этом году -- тем, что вопрос качества уже неактуален?

Ирина Губская


20 июн 2005, 10:47
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.fontanka.ru/151818

Фонтанка
27/10/2005

Вагановка занялась поиском меценатов

Академия русского балета ищет друзей и открывает двери благотворительности. С таким призывом сегодня обратилась ректор Вера Дорофеева, сообщает «Пятый канал».

Впервые с момента создания в Вагановке заговорили о меценатстве. Академия была образована по указу Анны Иоанновны в 1738 году и с тех пор всегда находилась под патронажем государства. В Академии и сегодня не жалуются на финансирование - зарплату не задерживают, а состояние классов отличное.

Но сейчас здесь мечтают о создании, так называемой, «интернатной» системы обучения. Ведь пока в общежитии училища только 80 мест, а воспитанников более 300 человек.

Первая благотворительная акция уже намечена на 17 декабря. Концерт с участием звезд российского балета пройдет на сцене Мариинского театра.


27 окт 2005, 22:46
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.nv.vspb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl? ... =224177174

Невское время
28.10.2005

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА РУССКОГО БАЛЕТА

Комитет по культуре Санкт-Петербурга выступил с инициативой привлечения внимания общественности к нуждам одного из старейших учебных заведений России - Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.

Академия ни разу до этого времени не прибегала к поддержке спонсоров. "Мы пережили трудные 90-е годы, - говорит ректор академии Вера Дорофеева, - однако мы смогли сохранить здесь все наследие русского балета". Жалобы по поводу недостаточного финансирования Дорофеева не адресует правительству: "Государство финансирует. В течение всех этих лет деньги выплачивались регулярно". Но, к сожалению, этого не хватает. Очень трудно заботиться о здании, площадь которого составляет 26 тысяч кв. метров. Помимо этого остро стоит вопрос о преподавательских зарплатах. Она напрямую зависит от уровня образования педагога, но многие из них заканчивали еще училище, а не академию, поэтому денежные выплаты у них на порядок ниже. Большинство заработных плат не доходят даже до 10 тысяч рублей, хотя нагрузка у преподавателей огромная. Многие выходцы из академии не идут работать на место своей учебы. При выборе - преподавать у не таких талантливых учеников, но получать большие деньги, или работать с бесспорными талантами за копейки - чаша весов не всегда склоняется в пользу Академии русского балета.
При Вагановке существует интернат для приезжих учеников, он рассчитан на 80 человек. В данный момент в нем живут 100. И хотя условия проживания в нем, по словам ректора, довольно хорошие, нужно увеличивать вместимость - немногие могут позволить себе проживание в нашем городе. Специфика учебы в балетной школе такова, что ученики проводят на занятиях у станка почти целый день - нагрузка очень большая. В связи с этим руководство академии хочет ввести дополнительное питание для учащихся. Также в планах построить спортивный зал, деньги на строительство есть, а вот на его "экипировку" уже не хватает.
"Я могу часами говорить о том, что нам нужно, - говорит Вера Дорофеева. - Очень хотелось, чтобы на нас обратила внимание общественность. Все-таки наша академия - это брэнд города, брэнд русского балета". К мнению ректора присоединилась прима-балерина Мариинского театра Алтынай Асылмуратова - художественный руководитель академии: "Пока жива эта школа - жив русский балет, которым мы так гордимся. Очень хочется не столько участия со стороны, сколько понимания. Не нужно забывать, что балет требует больших затрат, это недешевое удовольствие. Необходима специальная одежда, обувь. Это адский труд, который заслуживает уважения". Для того чтобы делать новые постановки, нужно пригласить танцмейстера, купить костюмы, а на это нужны деньги. Выпуская танцоров на сцену Мариинского театра, академии нужно "держать марку".
Как сказал председатель комитата по культуре Николай Буров, "чтобы вырастить звезду тенниса, нужно полмиллиона долларов. А чтобы вырастить звезду балета, нужно гораздо больше".
По указу императрицы Анны Иоанновны 4 мая 1738 года в Санкт-Петербурге была открыта Танцевальная Ее Императорского Величества школа, ныне - Академия русского балета. Уже в начале XIX века она стала именоваться Императорским театральным училищем. В начале 1836 года училище переехало на улицу Зодчего Росси. Уже в этом здании преподавал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. В стенах петербургского Театрального училища набирались мастерства для грядущих реформ балетного искусства хореографы Александр Горский и Михаил Фокин. Именно здесь сформировался талант Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, Ольги Спесивцевой и многих других мастеров балета.

Мария САВЧЕНКО


29 окт 2005, 21:59
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vremya.ru/2005/205/10/138229.html

Время новостей
N°205
03 ноября 2005

Стоптанная гордость государства
Вагановское балетное училище просит помощи


Академия русского балета (так последние пятнадцать лет называется знаменитое Вагановское училище) решила сообщить миру, что ей очень нужны деньги. Для этого первый заместитель министра культуры РФ Леонид Надиров (прежде ректор Вагановского), проректор АРБ Алексей Фомкин и председатель совета региональной общественной организации поддержки и содействия развитию культуры и искусства "Мир искусства" Виталий Дивнин созвали вчера журналистов в Министерство культуры и массовых коммуникаций на пресс-конференцию со звучным названием «Балет в России больше чем балет». В основном разговаривал Надиров.

Он начал с того, что «бренды страны могут оказаться на обочине интересов» (имелось в виду, что РАТИ, Щепкинское и Щукинское училища получили президентские гранты, а АРБ -- нет) и что «чем больше люди танцуют -- тем меньше они воюют» (и связал это с необходимостью бороться с терроризмом). Затем, впрочем, перешел к менее пафосным и более существенным вещам. Выяснилось, что более 60% нынешних учеников академии -- из малообеспеченных семей, что много сирот и детей из семей неполных. Еще более конкретен был Фомкин: ученица снашивает пару пуантов за две недели, если не участвует в сценической практике; если же выходит на сцену -- две пары в неделю. Пара стоит 500 руб. -- балет изначально занятие недешевое. Интернат рассчитан на девяносто мест -- а учеников из провинции все больше, поселить их все сложнее. Зачастую они не могут уехать домой на каникулы -- а зимний лагерь стоит 350 руб. в день... В общем, академия срочно нуждается в благотворителях -- тех, кто сможет взять на себя, в частности, заботу об общежитии и поддержку детских гастролей. И Надиров сообщил о готовности академии «нести любой бренд -- от «Тинькофф» до Ford».

Но, приглашая меценатов, академия не готова в чем-то подчиняться их пожеланиям/требованиям -- потому что, по словам Надирова, никто не может вмешиваться в процесс воспитания. (Занятно, что в качестве положительного примера опекунства он привел императорские обеды в балетной школе, на одном из которых, как подчеркнул замминистра, наследник престола познакомился с юной Кшесинской.) По словам же Виталия Дивнина, нынешний ректор АРБ Вера Дорофеева хочет создать что-то вроде общества друзей АРБ, а не жесткую структуру попечительского совета. Закончилась же пресс-конференция торжественным приглашением всех на благотворительный концерт в Мариинке 17 декабря. Звезды балета будут работать для своих юных коллег -- и, быть может, созерцание этого вдохновит кого-нибудь из бизнесменов вложить деньги в будущее русского балета.

Анна ГОРДЕЕВА

http://www.spbvedomosti.ru.udns.incru.n ... folder=163

Санкт-Петербургские ведомости
Выпуск № 203 от 28.10.2005

Открытая дверь

Вчера Академия русского балета им. Вагановой впервые обратилась к общественности и бизнесменам города с просьбой о финансовой поддержке.

Конечно, официально это собрание именовалось по-другому: «Академия открывает двери благотворительности». Люди в бывшей Императорской школе танцев работают интеллигентные и скромные, а следовательно никогда бы не позволили себе прямым текстом заявить о собственных трудностях и нуждах академии и ее воспитанников. Все-таки с момента своего основания в 1738 году учебное заведение полностью финансировалось государством и никогда не прибегало к средствам меценатов и спонсоров.

Однако в последние годы ситуация сильно ухудшилась. Денег, выделяемых из городского бюджета, на деятельность академии катастрофически не хватает. К тому же педагоги Вагановской в отличие от своих коллег, которым по всей стране с 1 января поднимают зарплату, останутся практически при своем. Поскольку те, кто закончил академию еще в бытность ее училищем, формально имеют среднее образование, а значит, права на «интеллектуальную надбавку» не имеют.

Так что любителей балета, готовых оказать академии и ее преподавательскому составу посильную помощь, ждут уже давно. Но, судя по всему, просто тихо открытые для благотворительности двери остаются незамеченными деловыми кругами Петербурга. Пришлось ректору Вере Дорофеевой и художественному руководителю Алтынай Асылмуратовой, переступив через гордость, открытую дверь распахнуть еще раз, звякнув колокольчиком (кстати, они и впрямь звенят медными язычками над дверьми в классы, кабинеты и музей академии). «Звенеть» сотрудникам знаменитого учебного заведения помогали представитель региональной общественной организации «Мир искусства» Виктор Дивнин и председатель комитета по культуре Петербурга Николай Буров.

Первый взял на себя общение с бизнес-элитой обеих столиц и, по его словам, ведет активную переписку, убеждая москвичей, что Академия Вагановой — это не просто «петербургское предприятие», а общероссийская фабрика балетных звезд. Второй призывает к активности журналистов. И даже высказывает следующее предложение: обратиться всем медиамиром города с просьбой к производителям молочных продуктов, чтобы воспитанники академии получали на общественных началах сырные завтраки и не испытывали недостатка в кальции. Хрупкость костей, как известно, делает танцовщика балета профнепригодным. Хотя к подобной «сырной» инициативе сами педагоги Вагановской отнеслись скептически — здоровье 10-летних учеников, говорят, особо уже не изменишь. Что есть, то и есть.

Ну а единственный проект в рамках этого крика, а вернее сказать, шепота о помощи, который на самом деле осуществится уже в ближайшее время, — благотворительный концерт на сцене Мариинского 17 декабря с участием учеников и выпускников академии, а также солистов театра. Правда, тут уже скепсис не скрывает Николай Буров: «Я знаю такие мероприятия — дохода они все равно не приносят. Но я надеюсь, что это событие произведет какой-то общественный эффект».

Алла ШАРАНДИНА


08 ноя 2005, 00:49
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB