|
http://www.kommersant.ua/doc/1837113"Качество начинается с элементарных вещей" В октябре в Киеве с аншлагом прошли гастроли международного проекта "Короли танца. Opus 3", объединяющего лучших танцовщиков современности. В пятерке лучших на сцену Национальной оперы Украины (НОУ) вышел и киевлянин Денис Матвиенко, который вскоре вернулся сюда с собственным проектом "Две истории любви" и новостью о назначении его на пост руководителя балетной труппы НОУ. Спустя месяц после начала работы в новой должности Денис Матвиенко дал первое интервью и рассказал ЮлиИ Бенте о состоянии труппы и репертуара, а также поделился планами на будущее.
—
Что побудило вас принять предложение министра культуры Михаила Кулиняка и вернуться в театр, где вы долгое время танцевали, в новом качестве? Каков ваш нынешний официальный статус? — 15 ноября я был зачислен в НОУ на должность руководителя балетного цеха. По совместительству — артист балета, ведущий мастер сцены. С Михаилом Кулиняком мы познакомились в январе на юбилее Людмилы Сморгачевой, педагога моей жены (Анастасия Матвиенко — солистка петербургского Мариинского театра.— "Ъ"). Разговорились о театре и его проблемах. Он попросил письменно изложить план развития НОУ на ближайшие годы, что я и сделал. Я считаю, что последние годы театр "спал": здесь много талантливых людей, проводится колоссальная работа, но потенциал остается нереализованным.
— Ваша жена также перешла на работу в НОУ? — Настя пока остается в Мариинском театре, где и я тоже солист, только приглашенный. По уровню и репертуарной политике Мариинка, естественно, давно обогнала НОУ, и Насте там интересней. Конечно, в Киев ей хочется, но век артиста балета короткий. Когда ты добрался до двадцатого этажа, нет желания спускаться на десятый — вид из окна другой.
— Руководство балетной труппой НОУ — это для вас путь вверх, очередной карьерный шаг? — Я не расцениваю его как карьерный шаг, мне это нужно не "для галочки". Я люблю театр, в котором танцевал десять лет — с 1996 по 2007 год. Естественно, я куда-то уезжал в этот период, но большую часть времени все же проводил в Киеве.
— Те проблемы, которых вы коснулись в беседе с министром, и тогда были для вас очевидны? — Конечно! Прежде всего это дисциплина. Здесь стало нормой не прийти на репетицию, на класс, выйти на сцену в нетрезвом состоянии. Я получил устав, в котором указано, что руководитель балетного цеха обязан обновлять балетный репертуар. Но еще не ознакомившись с ним, я предложил министру список премьер на два года вперед. И объяснил, что людям, с которыми мы будем сотрудничать, нельзя позвонить за день до начала репетиций,— это очень известные и очень востребованные постановщики. Театру нужны брендовые спектакли, другие гонорары и гастроли иного уровня. А что идет в Национальной опере? Постановки малоизвестных местных или таких же малоизвестных приглашенных хореографов.
— Вы смотрите текущий репертуар? — Не просто смотрю, а записываю все ошибки каждого из танцовщиков, которых бывает на сцене по 60-70 человек. После спектакля иду за кулисы и одних хвалю, другим делаю замечания. Не понимаю, почему раньше этого никто не делал.
— В вашем распоряжении сейчас достаточный бюджет, чтобы воплощать планы в жизнь? — Деньги есть. Министр культуры сказал: "Занимайся творчеством, а мы поможем, чем сможем". Я ведь не делаю ничего сверхъестественного. Например, в НОУ почему-то никогда не было запасного состава. В труппе — 170 человек, и с каждым из них всякое может случиться. Запасной состав должен сидеть до последнего акта и быть готовым выйти на сцену. Самое интересное, что это нововведение очень скоро пригодилось — один из артистов повредил ногу. Есть множество мелких, но важных моментов. Например, я распорядился продлить тренировочные классы. Женскому составу кордебалета пришлось объяснить, что репетировать надо на пуантах, а не "пешком" — раньше за этим не следили. НОУ представляет страну, а качество начинается с элементарных вещей. Изменить менталитет артистов и преподавателей — вот что труднее всего.
— Что нового можно ожидать в ближайшее время? — В апреле планируются два одноактных современных балета — расскажем об этом подробнее, как только будут подписаны контракты. Сейчас ведем переговоры с Натальей Макаровой, и, если все сложится, к концу 2012-го она сделает новую версию "Баядерки": в нынешнем спектакле устарели не только декорации и костюмы, но и хореография. Сам я неоднократно танцевал "Баядерку" в разных театрах в редакции Наталии Макаровой — сейчас ей 70 лет, и она ставит ее по всему миру.
— Вы будете танцевать в каких-то постановках? — Все, что возможно, я перетанцевал. В моем репертуаре восемь версий "Лебединого озера", пять "Дон Кихотов", два "Спартака". Другое дело, нужно ли мне это здесь — у меня ведь, и помимо Киева, много работы. Тем более в связи с работой в НОУ пришлось сократить гастрольный график вдвое: если раньше было в среднем 100 спектаклей в год, то сейчас — 50.
— Сами вы планируете ставить в Киеве балеты?
— Вряд ли — я не хореограф. Вот мой дедушка в 28 лет создал ансамбль "Славутич" и поставил танец "Орленок", которому стоя аплодировал Буденный. Отец до 30 лет успел поработать хореографом, наверное, в половине городов Советского Союза, а в 36 стал главным балетмейстером Киевского театра эстрады. Мои предки создавали спектакли, а я буду работать с уже существующими. К концу года, надеюсь, обновим "Жизель". Всю жизнь я реализовывал на сцене то, что создавали другие, теперь у меня есть возможность создать что-то свое.
— Современная хореография на сцене НОУ — это одна из ваших главных целей? — Я считаю, что нужно ставить как минимум один современный спектакль в год. Конечно, хочется больше, но теперь мы можем себе позволить один классический полнометражный спектакль в год и пару современных. В Мариинке когда-то делали по 15 премьер за сезон, но тогда были другие времена — сейчас кризис, и все упирается в финансы.
— Кого из хореографов вы хотели бы пригласить в Киев? — В мире множество интересных постановщиков и балетных шедевров, а в репертуаре НОУ — ни одного модерн-балета! Здесь любой современный спектакль может стать событием.
— С Раду Поклитару, создателем театра "Киев модерн-балет", поддерживаете контакты?
— С Раду мы дружим лет пятнадцать. В 2002-м он поставил в Национальной опере два прекрасных балета — "Весну священную" и "Картинки с выставки". Почему эти спектакли не остались в репертуаре театра? Может, потому что это было гениально? Я думал о Раду и с удовольствием бы поработал с ним.
— Планируется ли кадровая ротация в труппе? — Да, два человека, выходившие на сцену в нетрезвом состоянии, уже уволены. В конце января состоится проверка на профпригодность. Все артисты знают свои недостатки, у них есть два месяца, чтобы прийти в форму. У меня к подчиненным исключительно профессиональный подход — кто не может танцевать, с теми попрощаемся, потому что хороший человек — не профессия.
Интервью взяла Юлия Бентя
Денис Матвиенко
Досье
Родился 23 февраля 1979 года в Днепропетровске. Учился в Киевском государственном хореографическом училище в классе Валерия Парсегова. Будучи студентом выпускного курса, дебютировал на сцене Национальной оперы в спектакле "Спящая красавица", в партии принца Дезире. С 1997 по 2007 год — премьер балетной труппы НОУ. В 2001-2002 годах — ведущий солист петербургского Мариинского театра, с 2007 по 2009 год — премьер петербургского Михайловского театра оперы и балета, а в марте 2009 года — снова премьер Мариинки. В 2007-м в качестве приглашенного солиста выступал в миланском La Scala и Парижской опере. Сейчас является приглашенным солистом московского Большого театра, Мариинского театра и токийского New National Theatre. В ноябре 2011-го Денис Матвиенко был назначен руководителем балетного цеха НОУ.