Начался всероссийский маскпарадhttp://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1539055В отеле «Мариотт-Аврора» на месяц раньше обычного состоялась пресс-конференция, посвященная очередному, 17-му по счету фестивалю «Золотая маска», на которой были названы претенденты на главную театральную премию России. Эксперты, отсмотрев 498 произведений всех жанров и форм, выбрали 55 (больше, чем обычно) спектаклей, достойных внимания жюри и зрителей. Победителей наградят 15 апреля в Гостином Дворе, а большая часть претендентов выступит во время фестиваля — с 27 марта по 14 апреля. Однако фактически «Золотая маска» стартует уже 19 ноября, когда на московских гастролях санкт-петербургский Александринский театр предъявит первые три спектакля-номинанта. Фестиваль продолжится в январе и марте традиционным визитом Мариинского театра с оперными и балетными премьерами.
Балетные номинации комментирует ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.
Вышеупомянутое репертуарное изобилие не затронуло балет: достойными принять участие в соревновании эксперты сочли всего шесть спектаклей (из них три одноактных) из трех российских театров. Сенсацией для тех, кто не в курсе общероссийских балетных дел, стало отсутствие в этом списке труппы Большого (впервые с 2002 года, когда залетевший на один год худрук Геннадий Рождественский сорвал уже сверстанные планы сезона). Нынешняя аморфная и хаотичная репертуарная политика главного театра страны принесла свои плоды: из четырех сезонных новинок Большого ни одна не выдержала конкуренции.
Зато впервые в конкурсные ряды попал петербургский Михайловский театр, причем сразу с двумя балетами — классическим и современным. Так называемое московское «Лебединое озеро» в редакции Александра Горского и Асафа Мессерера (визитная карточка Большого театра сталинской и хрущевской эпохи) было тщательно отреставрировано в Петербурге Михаилом Мессерером, главным балетмейстером Михайловской труппы. Воодушевление экспертов было так велико, что реставратора-постановщика выдвинули в номинации «Лучший балетмейстер-хореограф». А вот реконструированной им же «Лауренсии» — исчезнувшего с российских сцен знаменитого балета Вахтанга Чабукиани — не повезло: в отличие от британских критиков, включивших этот спектакль в тройку «лучших балетов года», российские эксперты его не одобрили — как выяснилось, только потому, что исполнитель главной мужской партии плохо танцевал. Зато сразу в двух номинациях выдвинута одноактная композиция «Минорные сонаты» хореографа-дебютанта Вячеслава Самодурова, экс-премьера Мариинки и премьера лондонского Ковент-Гардена.
Еще один одноактный эксперимент — бессюжетный балет «Quatro», поставленный хореографом Эдвардом Клюгом по инициативе четырех ведущих солистов Мариинского театра и ими же исполненный, получил горячее одобрение экспертов: выдвинут сам спектакль, его хореограф и вся четверка артистов: Денис и Анастасия Матвиенко, Леонид Сарафанов и Олеся Новикова. Однако за успех творческой самодеятельности своих премьеров отвечает не Мариинка, а петербургский Театральный центр на Коломенской.
Сам же Мариинский театр вошел в число соискателей лишь с одной из своих балетных премьер — известным спектаклем Алексея Ратманского «Анна Каренина», не первый год кочующим по европейским сценам. Примечательно, что за роль Анны номинирована Екатерина Кондаурова, обошедшая первых двух исполнительниц — статусных Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину. Не прошел отбор возобновленный исторический «Спартак» Леонида Якобсона, на которого театр возлагал большие надежды: половина экспертов сочла, что спектакль безнадежно устарел, половина — что его плохо реконструировали.
Фаворитом в ряду балетных претендентов выглядит Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, сотворивший главную сенсацию прошедшего сезона. Впервые в России он поставил современного классика Иржи Килиана — его моцартовские шедевры «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» номинированы вместе с тремя исполнителями, довольно произвольно вырванными из слаженного многолюдного ансамбля.
Вместе с живым классиком Килианом отмечен и классик покойный: 60-летняя «Эсмеральда» в постановке Владимира Бурмейстера, которую Музтеатр Станиславского в очередной раз восстановил после небольшого простоя, оказалась такой жизнеспособной, что эксперты включили ее в конкурс вместе с замечательной Натальей Ледовской, исполнившей заглавную роль.
Следует отметить отсутствие региональных завсегдатаев балетной «Маски» — Перми и Новосибирска. Худруки (Алексей Мирошниченко и Игорь Зеленский соответственно) явно проваливают репертуарную политику своих сильных трупп.
В современном танце экспертам помог международный фестиваль Intradance, в ходе которого западноевропейские авторы работали с российскими компаниями. Из семи состоявшихся проектов на «Маску» номинированы пять, причем вместе с хореографами. Так что 14 членам музыкального жюри под предводительством Петра Поспелова придется поломать голову, выбирая между чистым «классиком» Михаилом Мессерером и каким-нибудь Браимом Бушелагемом, большим специалистом по хип-хопу (nota bene: авторы перенесенных спектаклей — в этом году Иржи Килиан и Алексей Ратманский — в номинации «Лучший хореограф» по условиям конкурса не выдвигаются).
Продолжение читайте по ссылке.