Аргументы и Факты 14 апреля 2010
Леонид Сарафанов: «Тело - как инструмент»Автор: Елена ПЕТРОВА
15 апреля открывается традиционный фестиваль балета «Мариинский». Одно из главных событий - «New Generation», премьера спектаклей молодых хо-реографов, поставленных для звезд театра. Для Леонида Сарафанова и его супруги Олеси Новиковой американский хореограф Эдвард Льянг создал балет «Полет ангелов».
От принца до Ивана-дурака - Когда делают балет специально для тебя, это редкий случай, о котором давно мечтал, - рассказывает Леонид. - Сейчас, чтобы быть известным, надо танцевать не только классику, но и современный танец, модерн, джаз, нужно быть разносторонне развитым.
- "АиФ": Ваша супруга уже вышла на сцену? Она ведь не так давно стала мамой.
- Леонид Сарафанов: Нашему сыну Алексею скоро будет семь месяцев. Олеся быстро похудела, вошла в форму - но вы не представляете, какая у нее самодисциплина, какой внутренний стержень! При этом она еще кормящая мама. Теперь я в шутку говорю, что сейчас у нас в семье только один мужчина сыт. Но я могу и сам приготовить.
- "АиФ": Балерин принято расспрашивать о диетах, танцовщики тоже должны себя ограничивать?
- Л. С.: Я ем все, но в меру, ограничений нет, разве что - хочется пива, но не пьешь, потому что действует на ноги. Тело - наш инструмент, я его очень чувствую. Вот заболел палец - завтра будет дождь.
- "АиФ": Как заставить «тело» бесконечно трудиться?
- Л. С.: Без характера и самодисциплины - никуда. Каждодневный тренинг, это как почистить зубы. В неделю можно себе позволить разве что один выходной. Но если ты любишь танец, то тебе будет легко, и ты без этого жить уже не сможешь. А если относиться только как к работе, долго не протянешь.
Без физических нагрузок я уже не смогу, для организма вредно. У нас даже скелет не такой, как у нормальных людей. Когда в отпуске неделю ничего не делаю, начинает все болеть.
- "АиФ": Вы отличаетесь от «нормальных людей» и тем, что преодолели лень?
- Л. С.: Нет, конечно. Каждое утро лень идти на урок, хочется спать, но понимаешь - надо. Потому что пропустил два дня, а на восстановление потратишь четыре. Человек так несовершенен! Особенно это чувствуешь с возрастом. Каких-то три года назад у меня было все иначе. Сейчас уже 27, через десять лет буду пенсионером.
- "АиФ": В Мариинском театре вы уже восемь лет, станцевали всех романтических принцев, графов, корсаров. Кого из них особенно любите?
- Л. С.: Не только принцев! Я и Ивана-дурака танцевал в «Коньке-Горбунке». Любимой партии нет, потому что если часто танцевать один и тот же спектакль, как это бывает на гастролях, эмоция уходит. Помните Верещагина: «Ну что ты мне все эту икру ставишь? Не могу я больше ее есть!» Правда, моя жизнь за последние семь месяцев так изменилась, что гастроли я теперь воспринимаю как отдых (смеется).
- "АиФ": А что еще дает отдохновение?
- Л. С.: Футбол! Живя в Питере, невозможно не болеть за «Зенит».
Русский верх, французский низ - "АиФ": Вы танцуете по всему миру, как отличается публика?
- Л. С.: Американский зритель любит эффектные трюки, они не скупятся на аплодисменты, выражение восторга. Но - смеются к месту и не к месту: в «Лебедином озере», когда Принц идет с цветами выбирать невесту, и, не выбрав, отдает букет Шуту, американцы хохочут - он выбрал Шута! Потрясающая публика в Италии, но если им что-то не нравится - засвистят! Во время танца не хлопают, танцуешь в тишине зала, но когда последний аккорд затихает - они отдают все! Японцы очень сдержанны, но после спектакля толпы стоят, чтобы взять автограф,.
- "АиФ": Западный балет использует иную технику, чем русский?
- Л. С.: У них больше развита техника ног, стопы, а русские танцуют «корпусом и руками». Кажется, Нуриев говорил, что хотел бы соединить русский верх и французский низ.
- "АиФ": Зато мы танцуем «душой».
- Л. С.: Сейчас нужно владеть телом «от и до», а не только широкой душой. Молодые перенимают западный опыт. Потому что в Мариинском театре идет широкой репертуар, и если заниматься классом, достаточным только для «Спящей красавицы», это грозит травмами и падением уровня.
- "АиФ": И все-таки русский балет занимает ведущую позицию?
- Л. С.: На мой взгляд, по разнообразию репертуара, по количеству новых балетов лидирует парижская «Гранд опера». Вот по исполнению и уровню солистов - можно спорить.
Постоянный адрес статьи:
http://www.spb.aif.ru/culture/article/13652