 |
|
Текущее время: 04 май 2025, 03:48
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Глава балетной труппы Мариинки подал в отставку
Автор |
Сообщение |
Юлия
Б.. без пачки
Зарегистрирован: 05 дек 2004, 23:23 Сообщения: 540
|
конечно, в точке зрения ПГ есть что-то экстремистское. и потом, как мне показалось, он почему-то сильно не любит балерин. и отсюда все эти многочисленные выпады в сторону госпожи Y и госпожи X. но у меня совершенно нет ощущения, что это негодяй, покусившийся и замыслившый погубить. очень многое из того, что он говорит, спрведливо. и о том, что настоящего петипа, каким он был в момент создания нет и быть уже не может. и о проблемах с воспитанием кадров. и о том, что форсайт близок молодому поколению, и о преемственности в хореогрфии на протяжении полутора столетий. и прочая. хотя с равнодушеим танцовщиков к классическому наследию он, по-моему, неправ.
|
15 май 2008, 13:22 |
|
 |
Алена
Заядлый театрал
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 14:57 Сообщения: 143
|
Номер ссылки| 2008053004
Тема| Балет, Мариинский театр, Персоналии,
Авторы| Нина Аловерт
Заголовок| ЕЩЕ РАЗ О БАЛЕТЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА. Я ОБРАТИЛАСЬ К ДАНИЛЯНУ, НО...
Где опубликовано| Русский Базар №22(632) 29 мая - 4 июня, 2008
Дата публикации| 2008 05 29
Ссылка| http://www.russian-bazaar.com/article.a ... leID=12650
Аннотация|
Я хочу еще раз вернуться к положению балета в Мариинском театре, вернее, к трагической гибели этой труппы - жемчужины русского искусства, духовного мира России.
Начну с последних сведений о гастролях балета Мариинского театра в Европе.
После весьма неудовлетворительных по общему профессиональному уровню, но хорошо посещаемых выступлений балета Мариинского театра в Нью-Йорке труппу послали на гастроли в Италию, Испанию и Англию. Когда пишу «неудовлетворительных», я имею в виду то обстоятельство, что низкий исполнительский и творческий уровень труппы в целом (по сравнению с прежним) стал очевиден во время этих гастролей и критикам, и многим зрителям - поклонникам балета.
Итак, труппу послали на гастроли в Европу. Замечу, к слову: когда я была в начале мая в Москве на фестивале «Бенуа де ла данс», в городе шли «пасхальные концерты», устроенные Гергиевым. Были объявлены вечера «звезд балета Мариинского театра». На самом деле выступали одна или две «звезды», а следом – обычные солистки и даже танцовщицы кордебалета. Потому что «звезды» уехали на гастроли в Европу.
Какое презрение к русской публике! Какое неуважение!
В то же время в Европе балет Мариинского театра не имел ни прежнего зрительского, ни кассового успеха: в некоторых городах, как стало известно, в зале сидело 300 человек... В Англии Санкт-Петербургский балетный театр Константина Тачкина имеет успех намного больший, а звезду театра Ирину Колесникову, которую крупнейшие театры России предпочитают не замечать из чисто снобистских соображений, английские критики называют одной из лучших балерин мира. А на спектаклях балета Мариинского театра в той же Англии – в зале пустота...
Стоит ли удивляться?
Труппу послали на гастроли сразу после окончания длинного и утомительного периода выступлений в Нью-Йорке (ежедневные спектакли в течение трех недель). Притом они танцевали в Европе другой репертуар, не тот, который был показан в Америке. Времени на репетиции перед новыми гастролями не было. Порядок выступления артисты помнят? И достаточно! С неискоренимым самомнением решили, что названия «Кировский балет» уже достаточно для успеха, а публика...
Нет, оказалось что прежняя слава не работает на века. Что публику не надо презирать и что гастроли не были подготовлены. Раньше репертуар перед гастролями репетировали минимум в течение месяца и большое внимание уделяли рекламе. Рекламная информация (статьи в журналах, газетах, интервью с артистами и руководителями труппы) начинается в той стране, где будет выступать театр, как правило, за полгода, а то и за год. Этого, по-видимому, сделано не было. И вот результат...
Причины падения некогда блистательной труппы очевидны. Поскольку балетная труппа была отдана в полную власть главному дирижеру театра Валерию Гергиеву, который является генеральным директором театра, все претензии должны быть предъявлены ему в первую очередь. Пренебрежение Гергиева к балету сказывается на работе и на моральном состоянии всех танцовщиков и репетиторов. Чтобы балет окончательно не превратился в провинциальную труппу, которую украшают немногие свои и заезжие звезды, необходимо прежде всего вернуть балету в Мариинском театре его равноправное с оперой положение. Балет должен иметь свою финансовую основу, а не жить на те деньги, которые остались от расходов на оперные спектакли. Балет должен иметь свой репертуарный план, который зависит не от желания Гергиева дирижировать той или иной музыкой, а от нужд самой труппы, от необходимости развития ее традиций.
Репертуар должен составляться заранее. За последние годы большинство новых постановок выдержали несколько представлений и сошли со сцены. Не говоря уже о том, что новое увлечение одноактными балетами приводит к отстранению от работы всего огромного коллектива.
А что имеется в плане труппы на следующий сезон? Только один балет Р.Щедрина «Конек-горбунок», который будет ставить А. Ратманский. Чем определяли этот выбор? Резон скорее всего тот же: Гергиев хочет дирижировать музыкой Щедрина. И больше ничего в перспективе...
График гастролей тоже должен быть утвержден заранее с учетом всех условий работы балетной труппы. Труппу нельзя посылать на гастроли, как оброчного мужика, чтобы платил барину подати. Гастроли – это тоже часть творческой жизни. И только вернув балету его заслуженное высокое положение в театре, можно дальше говорить о творческих и профессиональных проблемах.
Я говорю о вещах настолько очевидных, что даже неловко.
В театре существует один феномен – Диана Вишнева. Я потому так часто о ней пишу, что именно Вишнева (часто при помощи импресарио Сергея Даниляна) прокладывает свой путь в искусстве, успешно сочетая классический и современный репертуар (к сожалению для русского зрителя - не всегда в России, но это опять-таки проблемы репертуара в театре). Развивая современный стиль исполнения, Вишнева не теряет при этом, где бы она ни танцевала, основ русской классической школы. Путь Вишневой - один из тех, по которому мог бы идти и развиваться весь балет в стенах Мариинского театра.
В прежние времена, когда к началу 70-х годов ХХ века Кировский балет зашел в тупик, сменили художественного руководителя, поставив во главе труппы молодого, энергичного хореографа О.Виноградова. Сегодня балет оказался в ситуации намного более тяжелой, но Гергиев занимает высокое положение. Всем известно, что у него тесные контакты с правительством. Все это делает перемены в структуре театра нереальными, нужно искать какие-то другие пути спасения балетной труппы – гордости России.
На днях мне стало известно, что будто бы существует такой выход из создавшейся ситуации: у Гергиева, возможно, появится заместитель, который будет отвечать за балетную труппу. Конечно, это принесет плоды только в тех условиях финансовой и творческой самостоятельности балетной труппы, о которых я писала. Более того, до меня дошел слух, что обсуждается кандидатура на место заместителя Гергиева по балету – Сергей Данилян. В подобных условиях мне видится такая кандидатура весьма перспективной.
Естественно, я обратилась к Даниляну, который только что вернулся из России, за подтверждением этого слуха, но Данилян отказался от прямого ответа. Он сослался на то, что не вмешивается во внутреннюю ситуацию в театре и первый раз слышит о подобных идеях. Данилян считает, что в Мариинском театре ничего не изменится. Хотелось бы верить, что это не так.
|
03 июн 2008, 10:06 |
|
 |
Алена
Заядлый театрал
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 14:57 Сообщения: 143
|
Безусловно, лично я далеко не со всем и не всегда согласна с Аловерт, в частности с ее возвышенным мнением о Вишневой. Но хочу отметить, что Аловерт единственная, кто бьет тревогу об очевидном падении уровня балетной труппы великого театра. И падение это последние 13 лет происходит под чутким и бездарным руководством, надеюсь все-таки уволенного, Вазиева. Я уверена, что такого проходимца от искусства во главе балета история МТ не знала. И очень хочется верить, что не будет знать в дальнейшем. Очевидно, что Вазиев решил, что на его век славы Мариинки хватит, а дальше хоть трава не расти. Его давно надо было гнать и Гергиев делал такие попытки. Неужели наконец свершилось?...
|
03 июн 2008, 10:30 |
|
 |
Антония
Завсегдатай
Зарегистрирован: 06 фев 2007, 11:52 Сообщения: 439 Откуда: Санкт-Петербург
|
Единственная???????????? Это сильно сказано.
Предлагаю её ещё и в пророки записать  . Назначить, так сказать, приказом по околобалетной тусовке.
Театр пережил семнадцатый год. Советую всем почитать достаточно многочисленные мемуары современников и книги про этот богатый на события период - конец десятых - начало двадцатых годов 20-го века. Поучительное, надо сказать, чтение (если только есть желание изучать и осмыслять уроки истории). Найдёте там и про состояние труппы, и про условия работы, и про руководителей, и про власти предержащие, и про выворотность, и про качество прыжков на голодный желудок, и про условия жизни детей в школе...
Так что нет надежды, что всё загнётся уже вот прямо завтра  ... или послезавтра... или через неделю... Я так понимаю, что о годах руководства Вазиева нет единообразного мнения даже внутри самой труппы (понятно, что обласканные будут хвалить благодетеля всегда, но я не об этом, а об обобщённой оценке ежедневного процесса и итоговых результатов, что, так сказать, "в сухом остатке").
|
03 июн 2008, 11:13 |
|
 |
Елена
Завсегдатай
Зарегистрирован: 09 дек 2004, 14:38 Сообщения: 257
|
насчет пустых залов в Европе- откровенное ВРАНЬЕ.
|
03 июн 2008, 16:02 |
|
 |
Алена
Заядлый театрал
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 14:57 Сообщения: 143
|
Вовсе не о пророчестве речь, а о конкретной ситуации в балете лучшего театра мира (до сих пор очень хочется так думать), когда количество очевидно бездарных, в крайнем случае посредственных, солистов просто зашкаливает. На высоте остается только кордебалет и то только потому, что в МТ попадают лучшие выпускники лучшего балетного училища в мире. Талантливый человек - это прежде всего личность, а этот термин в принципе не применим к тем, кого выпускают в качестве солистов, да еще и возят по всему миру под брендом МТ. И в том то все и дело, ув. Антония, что все это происходит не в голодные и холодные времена, а в очень даже сытые. И мне например как зрителю совершенно наплевать, как относятся к руководителю сами артисты, но мне совершенно не все равно, кого я вижу на сцене в великих творениях русской балетной классики. Остается только предполагать сколько талантливых артистов загублено за время правления МХВ. Одних загубили, другие поуезжали. А остались одни бездари, пробивающие себе дорогу всеми возможными путями и местами. Скоро МТ станет музеем для иностранцев, которым главное посетить, а не насладиться искусством.
Насчет примы от стоматолога Тачкина - это понятно что проплачено, потомучто смотреть на это после МТ вообще невозможно в здравом уме и твердой памяти. Это говорит только о продажности критикессы. И кстати, Вы правы, она - не единственная, кто пишет о тревожной ситуации в МТ, но от этого еще более грустно.
|
03 июн 2008, 17:22 |
|
 |
Эдуард
Завсегдатай
Зарегистрирован: 31 авг 2007, 23:58 Сообщения: 1840 Откуда: Санкт-Петербург
|
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4676 от 4 июня 2008 г.
Кризис хореографов
Мариинским балетом будет заведовать Юрий Фатеев
Ирина Муравьева
Валерий Гергиев. Фото: Аркадий Колыбалов
Будоражившая балетный мир история ухода из Мариинского театра главы балетной труппы Махара Вазиева, занимавшего эту должность с 1995 года, пришла к развязке.
Заведующий балетной труппой, подавший заявление об уходе по собственному желанию еще в марте, ждал решения своей участи всю весну. Безусловно, ожидания Вазиева были связаны не с отставкой на "творческую пенсию", а с пересмотром худруком и директором Мариинки Валерием Гергиевым структуры руководства балетом театра, до середины девяностых годов имевшим отдельную позицию художественного руководителя балета и главного хореографа.
Вазиев претендовал на новый статус исходя из собственных заслуг перед Мариинским балетом, который во времена его заведования обрел принципиально новое репертуарное "лицо": Мариинская труппа освоила и новейшие стили ХХ и ХХI века - хореографию Баланчина, Форсайта, - и "реставрационное" направление академической классики. Но момент для "выяснения отношений" был выбран критический: накануне крупных гастролей труппы на сцене Нью-Йоркского Сити-Центра. И хотя Гергиев до принятия окончательного решения комментировать ситуацию отказался, в столицу американского балета уже в марте вместо Вазиева выехал в качестве ответственного Юрий Фатеев - балетмейстер-репетитор театра, тесно сотрудничающий с Фондом Джорджа Баланчина и работавший над постановками его балетов. Именно Фатеев на днях и оказался утвержденным на должность заведующего Мариинской балетной труппой. Вазиев же в театре больше не числится. О том, какой будет структура управления балетом в Мариинке, и о мотивах своего выбора нового завтруппой специально для "Российской газеты" рассказал Валерий Гергиев.
Российская газета: На два с лишним месяца затянулось решение вопроса с Махаром Вазиевым. В чем была проблема?
Валерий Гергиев: Никакой проблемы не было. Наш заведующий труппой подал заявление об уходе, может быть, под гнетом каких-то нервных перегрузок, усталости, может быть, потому, что не все у него получалось в последнее время. У нас же весной были большие гастроли в Нью-Йорке, в Британии, выступления в Москве. Я дал Вазиеву время на раздумье, но, с другой стороны, театр - не место для отмашек вперед-назад: буду - не буду, хочу - не хочу. Зачем будоражить коллектив перед ответственными гастролями в Нью-Йорке? Так мог бы поступать только неопытный или неумный руководитель. Конечно, и я должен был подумать, правильная ли в принципе структура руководства балетом в нашем театре? Она появилась в годы тяжелейшего кризиса и, может, действительно себя изжила. В связи с этой историей заговорили о некоем кризисе в Мариинском театре. Но никакого кризиса нет: Вазиева ведь никто не обвиняет в том, что в России нет ярких хореографов среднего и молодого поколения. Ратманского-то в свое время мы заметили, причем, когда его еще никто не знал: он был 27-летним танцовщиком в Дании. Кризис хореографии - это не проблема Мариинского театра, это общая проблема. Что касается структуры и организации работы балета Мариинского театра, то при такой явной проблеме с лидером-хореографом я должен был обдумать оптимальную формулу, которая позволила бы нам и сохранять высокое качество труппы, и создавать новые спектакли.
РГ: И что, в результате размышлений решили все оставить по-прежнему? Или теперь ориентируетесь на опыт западных трупп - Ковент-Гарден, Парижской оперы, Ла Скала, где вообще нет худруков труппы, а есть только директоры балета?
Гергиев: В нашем театре структура руководства балетом постоянно менялась под влиянием обстоятельств. Когда в советские времена главными балетмейстерами были Игорь Бельский, Константин Сергеев, Олег Виноградов, их превосходство над всеми было явным, так же, как и Юрия Григоровича в Большом театре: спектакли их воспринимались как сверхсобытие. И тогда главным была чистота стиля. Помню, как спорили: можно ли в Кировский театр допускать Виноградова, который был из Малегота и никакого отношения к Кировскому балету не имел? Сейчас все изменилось, но в огромной стране почти нет ни одного хореографа, кроме Ратманского, о котором можно серьезно говорить как о худруке. Кому реально можно доверить такую труппу, как Мариинская?
РГ: Как возникла персона Юрия Фатеева при таком раскладе?
Гергиев: Юрий Фатеев - наш балетмейстер-репетитор, отлично знающий труппу и всю жизнь работающий в театре, он -предсказуемый человек. Ну представьте, вы на гастролях, у вас труппа 200 человек. Они должны знать, что у них репетиция завтра. А им сказано, что завтруппой подал заявление. Меня начинают уговаривать, чтобы я не подписывал его заявление. Я говорю: пожалуйста, пусть работает. Нет, Вазиев работать не хочет. Говорю: хорошо, пусть напишет страницу-две размышлений. Не вышло. У него сложный характер: то ему трудно с Ульяной Лопаткиной, а она артистка мирового класса, то проблемы с Дианой Вишневой. У Светланы Захаровой тоже в Мариинке было трудностей больше, чем нужно, поэтому она ушла. Почему мы должны терять лучших? Почему у меня, скажем, нет трудностей с Владимиром Галузиным, хотя он - выдающийся певец? Потому что я понимаю: он большой артист. Мне все нужны - и Ольга Бородина, и Анна Нетребко, и Лариса Дядькова, и Галузин. Поэтому я совершенно прагматически решил искать человека, который сможет четко строить процесс работы и нормальные взаимоотношения: репетировать будут такие-то, танцевать будут такие-то, столько-то понадобится сценических, оркестровых репетиций. Кроме того, нужно поддерживать молодежь. Скажу откровенно, два дня разговоров с Фатеевым дали мне больше почвы для действий, чем последние три-пять лет работы с Вазиевым. Я никого не собирался и не собираюсь выгонять или убирать. Я просто хочу, чтобы в нашем театре заведующий спокойно и уравновешенно, без крика и шума занимался труппой: репетировал, назначал составы. Чтобы я не узнавал вдруг, что наши артисты бегают танцевать в Михайловский театр. И если бы вдруг мне удалось зазвать Ратманского на должность главного приглашенного хореографа, он не знал бы здесь никаких организационных хлопот и занимался только творчеством. Эти задачи и будет решать Юрий Фатеев.
Досье
Юрий Валерьевич Фатеев, балетмейстер-репетитор.
Родился 21 августа 1964 года в Ленинграде.
Окончил Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой. В 1982 году был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. Кирова. На сцене театра выступал до 2003 года, исполнив партии в балетах: "Сотворение мира", "Карнавал", "Тщетная предосторожность", "Витязь в тигровой шкуре", "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Баядерка", "Жизель", "Пахита" и другие. В качестве репетитора готовил постановки на Мариинской сцене балетов Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Джона Ноймайера. Преподавал в Шведском королевском балете, в Pacific Nord-West Ballet (США), где в редакции Мариинского театра поставил балеты "Корсар" и "Раймонда". В Датском королевском балете осуществил постановку "Корсара".
|
05 июн 2008, 02:23 |
|
 |
Алена
Заядлый театрал
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 14:57 Сообщения: 143
|
Если судить по тому, что говорит Гергиев, то ему не так уж и наплевать на то, что творится в балетной труппе вверенного ему театра. МХВ в любом случае давно было пора убирать. Что хуже не будет - это точно, просто хуже некуда, а будет ли лучше покажет время. Но все равно слава богу, что лед тронулся. Еще бы заставить бывшего зава забрать с собой всех старательно взращенных им бл... бездарей, только позорящих великую сцену лучшего театра мира.
И в афише может быть наконец-то станут регулярно появляться новые имена действительно талантливых артистов, чтобы можно было хотя бы иногда пойти в театр как на праздник, точно зная, что увидишь настоящее искусство русского балета, а не жалкую пародию и халтуру.
|
05 июн 2008, 18:48 |
|
 |
Floria Tosca
Завсегдатай
Зарегистрирован: 09 дек 2004, 02:39 Сообщения: 2611 Откуда: Санкт-Петербург
|
Наконец-то, Алена, я с Вами согласна! 
|
05 июн 2008, 19:02 |
|
 |
Octavia
Завсегдатай
Зарегистрирован: 30 ноя 2004, 19:19 Сообщения: 8408
|
Floria Tosca писал(а): Наконец-то, Алена, я с Вами согласна!  А вот я никак не могу понять такое количество негативной энергии. Если бы МВ продвинул в солистки мадемуазель Кожаpскую, имели бы мы сейчас "удовольствие" читать вот это... Алена писал(а): Еще бы заставить бывшего зава забрать с собой всех старательно взращенных им бл... бездарей, [...]
... Бедный Юрий Фатеев 
|
05 июн 2008, 23:01 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]
|
 |