Оперный театр им. Джалиля: куда привели реформы по западному образцу30 сентября 2009
http://www.business-gazeta.ru/article/15084/14/FORBES ПОСТАВИЛ КАЗАНСКИЙ ТЕАТР НА ВТОРОЕ МЕСТО ПОСЛЕ БОЛЬШОГО ПО НАПОЛНЯЕМОСТИ ЗАЛА
Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля является одним из лучших в России с точки зрения организации спектаклей как бизнеса. Как выяснилось, по наполняемости зала казанский театр уступает лишь Большому, опережая все остальные столичные и провинциальные театры. Как удалось добиться такого результата? Об этом Forbes рассказал в своей публикации в октябрьском номере, которую мы предлагаем вниманию наших читателей.
ОКУПИТЬ ТЕАТР НЕВОЗМОЖНО В ПРИНЦИПЕ За три недели до начала сезона в здании Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля тихо и пустынно. Только группа девочек-танцовщиц из Перми осторожно бродит по залам, рассматривая роскошную позолоту и огромные зеркала, да рабочие меняют вытершиеся зеленые ковровые дорожки на новые. Главный инженер театра, вызвавшийся быть нашим экскурсоводом, разглядывает блестящий паркет перед партером — он весь в небольших точках, следах от женских каблуков. "Только два года назад все поменяли, и вот опять надо ремонтировать", — сокрушается он. В конце сентября здесь снова будет много людей, портящих дорогой паркет: билеты на все три премьерных показа оперы "Мадам Баттерфляй" уже распроданы.
В России около 80 музыкальных театров, в том числе два десятка крупных театров оперы и балета. Есть два безусловных лидера — Большой в Москве и Мариинский в Петербурге. Кто на третьем месте? Если судить по качеству постановок, то придется пуститься в долгие дискуссии. Но если брать экономические показатели, то "бронза" — у театра в Казани.
Нет, речь не идет о прибыли. У театров оперы и балета слишком большие коллективы — оркестр, хор, кордебалет. "Окупаться они не могут в принципе",
— объясняет известный музыкальный критик Дмитрий Морозов. Даже крупнейшие мировые центры — миланская "Ла Скала", лондонский "Ковент-Гарден" и нью-йоркская " Метрополитен Опера" — не могут окупить затраты и существуют за счет государственных средств, спонсоров и пожертвований. В России театры оперы и балета существуют почти целиком за государственный счет. Но ведь и государственные деньги можно расходовать по-разному.
В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
На содержание Мариинского театра, например, в 2008 году было потрачено из бюджета 1,93 млрд. рублей. При бешеной популярности (470 тыс. зрителей посетили 446 спектаклей) ведущий петербургский театр смог отработать лишь 23% бюджета. Находящийся в процессе реконструкции Большой театр дал 235 спектаклей и заработал 16% от своего бюджета. А Татарский театр оперы и балета в минувшем году отработал 20% бюджета, дав лишь 105 представлений. Здесь практически каждый спектакль идет с аншлагом, что позволяет театру держать очень высокую среднюю цену билета — в прошлом году она составила 370 рублей. Бюджет казанского театра — всего 145 млн. рублей, но по наполняемости зала (92,8% в 2008 году) он уступает лишь Большому (96,8%), обходя по этому показателю все остальные столичные и провинциальные театры. В чем секрет успеха?
В конце 1981 года, когда нынешний директор театра Рауфаль Мухаметзянов занял свою должность, об аншлагах не шло и речи. Средняя наполняемость зала не превышала 30%, и если на популярные спектакли удавалось продать хотя бы половину билетов, то на другие не приходил почти никто. "Семьсот человек работников, все получают зарплату, и такое... Было не страшно, было стыдно", — вспоминает Мухаметзянов.
Большое штатное расписание театра было стандартом в советской системе. С конца 1930-х годов все театры в СССР работали по единой организационно-творческой модели, созданной по образу и подобию Московского художественного академического театра: контрактная система запрещалась, актеры зачислялись в штат, формируя большую постоянную труппу, которая играет весь репертуар. Эта система почти в неизменном виде просуществовала до конца 1980-х годов, и если многие драматические театры постепенно стали переходить на более экономичную модель (небольшая труппа плюс приглашенные в спектакль звезды), то руководители театров оперы и балета не видели в преобразованиях смысла: все равно не получится заработать прибыль.
Мухаметзянов, возглавив казанский, театр, понимал, что требуются перемены. "Надо было двигаться хоть куда-нибудь", — вспоминает он. Первым делом он решил использовать имя, или, как сказали бы сейчас, известный брэнд, Федора Шаляпина, уроженца Казани. В 1982 году, когда Мухаметзянов провел первый Оперный фестиваль им. Шаляпина, в Казань приехали исполнители из Москвы, столиц союзных республик, и театр впервые за многие годы увидел аншлаги. Шаляпинский фестиваль стал ежегодным, а с 1987 года театр проводит еще один ежегодный фестиваль, балетный, который позже получил имя - еще один брэнд - Рудольфа Нуреева. "Во время фестивалей на билеты просто супер спрос, и я уже тогда начал думать, что собственная труппа как форма организации театра больше не пройдет", — рассказал Мухаметзянов.
В 1986 году в театр пришел новый главный режиссер Валерии Раку. Его первые впечатления: "Театр был очень правильный, очень логичный, со старой эстетикой и закостенелый, но с крепкой голосистой труппой". При Раку оперы впервые стали ставить на языке оригинала (до этого они шли только на русском и татарском языках). А в 1988 году произошли первые изменения в организационной структуре: весь коллектив перевели на контракты сроком на год, которые ежегодно перезаключаются (или не перезаключаются!). Система контрактов позволила постепенно избавляться от "балласта", что вызывало поток жалоб и проклятий в адрес директора. Однако зрители оценили реформы: к концу 1980-х наполняемость зала на балетных и оперных спектаклях выросла до 80-85%.
В начале 1990-х посещаемость пошла на убыль: у людей просто не стало денег, чтобы ходить в театр, обесценились зарплаты, а посте распада советской системы распределения стало трудно нанимать новых участников труппы. "Тогда пресса писала про Казань как крайне криминальный город, многие думали, что тут бегают люди в шароварах с дубинами", — рассказывает художественный руководитель балета казанского театра Владимир Яковлев, попавший в Казань по распределению после окончания знаменитого Вагановского училища.
Платить работникам хоть какие-то деньги помогали редкие зарубежные гастроли. Во время одного турне руководство театра познакомилось со своим будущим партером — голландским агентством Euro Stage, которое помогло поставить гастрольные туры на поток. Так театр окончательно перешел на европейскую систему организации: для каждой постановки отбираются режиссер, дирижер, художник и солисты (их услуги оплачивала Euro Stage). Эксперименты европейской публике были неинтересны, она хотела видеть проверенную временем балетную и оперную классику, и в этом желания зрителей полностью совпали с позицией Мухаметзянова, известного своей приверженностью "большой опере" и "большому балету". В 1992 году Раку ушел из театра, став последним в его истории главным режиссером, его место заняла Гюзель Хайбулина, чья новая должность называлась "художественный руководитель оперы". И она, и худрук балета Яковлев, скорее, менеджеры — собственных спектаклей не ставят.
У Хайбулиной репутация жесткого управленца. Друзья зовут ее Гулей, а недоброжелатели — "гультерьером". "Когда я пришла, еще была большая труппа, 44 человека, и было понятие очереди: сегодня ты поешь, послезавтра ты,— рассказывает Хайбулина. — Я сразу сказала: очередь — в магазине за колбасой, здесь никакой очереди не будет".
Сейчас опера является самой "по-западному" организованной частью казанского театра: в ее труппе всего 20 человек, около 70% всех партий поют гастролеры, которых ежегодно в Казань приезжает больше ста человек, — второго такого театра в России нет.
Ломать старую систему было тяжело, признается Хайбулина, но другого способа поддерживать зрительский интерес в провинциальном театре не существует. Основа репертуара — проверенная веками классика Верди, Пуччини, Моцарта и Чайковского - не меняется годами, новых постановок бывает 2-3 в сезон. Хайбулина ежегодно прослушивает до 200 кандидатов на роли в оперных спектаклях, из них получает контракт примерно каждый двадцатый. "Принцип один - поют лучшие. И если солист Мариинского театра Ахмед Агади сегодня лучший исполнитель партии Калафа, то будет петь Агади, но он никогда не будет петь Надира, потому что в этой партии лучший солист Национальной оперы Украины Игорь Борко", - поясняет Хайбулина.
ГДЕ ГЛАВНЫЙ РИСК? Отсутствие собственной, полностью укомплектованной труппы — большой риск. Прямо во время интервью у Хайбулиной звонит телефон. "Нет, ну мы же договорились... мы на тебя очень рассчитываем", — изменившись в лице, говорит Хайбулина с одним из известнейших столичных певцов. "И вот так постоянно, — устало добавляет она, повесив трубку. — Но это хотя бы приличный человек — предупредил, постарается приехать, а лет 10 назад часто просто кидали, если где-то предложили больше денег". По словам Хайбулиной, в России нет юридических механизмов, позволяющих заставить исполнителя выполнить заключенное ранее соглашение и он в любой момент может отказаться приехать на спектакль, если родной театр не отпускает певца.
Театр сегодня может позволить себе платить заезжим звездам $ 1000-2000 за выступление, иногда — даже оплатить звезду уровня Ольги Бородиной, гонорары которой выше на порядок, но исполнители экстра-класса для Казани событие все-таки редкое. Театр делает ставку на любимые казанской публикой имена вроде упоминавшихся Агади и Борко, Аллы Родиной и Сусанны Чахоян из Киева, Георгия Ониани из Бонна и Андрея Бреуса из Москвы, а также работает с молодыми и не очень известными исполнителями, чьи гонорары измеряются одной-двумя сотнями долларов за выступления. Недостатка в солистах нет: одни едут только за деньгами, другие — за возможностью спеть партии, которых не получают в своих театрах, третьи — чтобы их увидели в Европе. С середины 1990-х казанский театр очень много гастролирует, давая за сезон 150-160 оперных и балетных спектаклей за рубежом, по этому показателю его опережал лишь Мариинский. Правда, с прошлого года количество гастролей резко упало: казанский театр разорвал 16-летнее сотрудничество с Euro Stage, которое в итоге стало угрожать его репутации.
"Со временем Euro Stage стала оказывать на театр слишком сильное влияние", — говорит Мухаметзянов. Если вначале голландцы довольствовались тем, что отбирали лучшие постановки из репертуара театра, то со временем решили переверстать афишу. Казань гордится своими масштабными, пышными постановками, a Euro Stage, по понятным причинам, хотелось снизить расходы, что сказывалось также на гонорарах приглашаемых режиссеров и дирижеров и, как следствие, на качестве спектаклей. Возможно, был и финансовый конфликт— как делить выручку, но об этом ни в Казани, ни в головном офисе Euro Stage стараются не говорить. Отказаться от сотрудничества с Euro Stage означало лишить коллектив театра половины его годового заработка, поэтому Мухаметзянов решился на разрыв лишь после того, как получил помощь со стороны хозяина театра — правительства Татарстана.
Последние 20 лет руководство республики не баловало оперу и балет, уделяя больше внимания местным спортивным клубам — футбольному "Рубину", хоккейному "Ак Барсу" и баскетбольному "Униксу". Но накануне празднования 1000-летия Казани республика решила отремонтировать изрядно обветшавшее здание театра, расположенное в самом центре столицы, напротив здания Госсовета: за $43 млн. оно было полностью реконструировано. С 2006 года театр ежегодно получает грант президента Татарстана в размере 23 млн. рублей, что увеличило годовой бюджет почти на 20%. В прошлом году казанский театр и объявил о разрыве с Euro Stage. Мухаметзянов, впрочем, нашел новых партнеров — голландскую VUB Theaterproducties и австрийскую Schlote Productions, которые берут на себя организацию европейских гастролей. Но уже на иных условиях. "Мы теперь сами будем оплачивать постановку, режиссеров, дирижеров. Позиция такая: нравится конечный продукт — берите, не нравится — не берите", — объясняет Мухаметзянов. Количество гастролей при таких условиях уменьшится — вместо прежних 150-160 спектаклей театр сможет давать не более 110-120, зато партнеры не смогут влиять на качество постановок, считает директор.
Освободившись от нежеланных партнеров, театр столкнулся с новой проблемой. Из-за кризиса правительство Татарстана сократило бюджет почти на 12,5 млн. рублей, на 9%. "Я думаю, это не так страшно, ведь в предыдущие годы театр получил довольно много дополнительных средств" — говорит министр культуры Татарстана Зиля Валеева, кабинет которой расположен в одной минуте ходьбы от театра.
Переходя с корреспондентами Forbes через площадь Свободы, Мухаметзянов долго молчит. "Ну как же они не поймут — ведь любое сокращение финансирования полностью разрушает всю модель нашей деятельности", — наконец не выдерживает он. Может быть, придется сокращать число спектаклей, или отказываться от самых дорогих солистов, или от новых постановок. Но выживать в трудных условиях — это как раз то, чему казанский театр научился за последние годы очень хорошо.