Мне спектакль не то чтобы не понравился. Я не берусь его оценивать по балетным меркам, ибо к балету это имеет мало отношения. Сказать, что это кич - значит не сказать ничего. Это запредельный и притом безвкусный и бессмысленный кич. Примерно такого я, впрочем, и ожидала от господ Ковтуна, Рузиматова и Кехмана. От Окунева, пожалуй, нет. С Эдуардом соглашусь, пожалуй, только по поводу защиты животных. На тигрицу в клетке было больно смотреть. Выставить клетку с тигром под монолог Спартака - это надо было додуматься! Естественно, зал смотрел не на Дениса

Несчастное животное металось по клетке с бешеной скоростью в поисках выхода, но слава Богу, за эти три минуты его не нашло. А когда Спартак зачем-то бросался на клетку, тигр с ужасом шарахался в угол. Второго же тигра (хотя очень может быть, что это был один и тот же) воровато секунд за 10 провели как собачку на поводке, причем тигр упирался и все время норовил двинуться в сторону зала. Рузиматов по телевизору разъяснял глубокую и сюжетообразующую роль тигра. Прошу оценить тонкость и отточенную лаконичность его высказывания

: "Тигр существует в связке со Спартаком. Когда сила тигра переходит в Спартака и монолог специально поставлен под Спартака, под тигра, поэтому это все завязано между собой". На самом-то деле, изначально говорилось, что тигры практически не будут уходить со сцены, так что я совершенно уверена, что у них что-то не получилось, тигров они нам бросили как кость, чтобы никто не потребовал назад денег

, а теперь пытаются сделать вид, что так и было задумано
По остальным пунктам, увы, Эдуард, не соглашусь с Вами. Лавров в роли Пилата мне как раз понравился необычайно, кажется, больше всех в фильме. Да, стар, да, старее персонажа лет на 30-40, но какая внутренняя сила и как выстроена роль! Долгушин -совсем не то. Я очень надеюсь, что артист (которого я всегда очень уважала: меньше 10 лет назад он заткнул за пояс Фаруха в Паване мавра!)
хотел создать образ выжившего из ума старика с лицом мертвеца, диким оскалом дебила и пластикой робота с, ябы сказала, слегка педерастическим налетом

Если же это вышло случайно то - ой

Хотя физически Долгушин действительно в неплохой форме, во всяком случае, на сцене он не стоял, а я бы сказала, практически танцевал и участвовал в трюках.
Вообще значительная часть хореографии построена на трюках. Когда их нет - можно умереть со скуки, когда они есть - это любопытно, но "ах" не вызывает в связи с, во-первых, низким качеством исполнителей, во-вторых, абсолютной небалетностью - соревнования то ли по парному катанию, то ли по акробатическому рок-н-роллу. Зал, впрочем, ревел от восторга.
Об исполнителях. Соглашусь с Эдуардом только по поводу Матвиенко-его. Он несколько разочаровал, впрочем, не знаю, стоит ли винить в этом самого танцовщика. Очевидно, Спартак не его партия. Денис был виртуозен и местами единственный из всех потрясал своими мощными прыжками. Однако все это проходило как-то мимо. Ничего похожего на образ не было. Какой он, этот Спартак? К тому же, с наращенными кудряшками и бородой, с его тонким в прямом и переносном смысле лицом Денис куда больше походил на... Иисуса из Назарета, чем на Спартака (эта мысль пришла мне в голову задолго до финального распятия).
Кстати, в античной истории я ничего не смыслю, а читанный в далеком детстве роман Джованьоли не помню, но по Википедии

Спартака все-таки убили в бою, а не распяли, и уж всяко если распяли, то не его одного, да и трудно поверить, честно говоря, что это произошло прямо быстренько на поле боя, не отходя от кассы, так сказать - мол, римляне всегда прихватывали с собой на битву крест, вдруг какой враг попадется
А уж что у римлян не было штанов - это дети, кажется, года в 3 выучивают. Очевидно, "пастухи" в звериных шкурах и красных лосинах, исполнявшие натуральный украинский гопак с бюргерского вида девушками в голубых платьицах, почему-то названных в программе овечками (!), были германцами или кельтами

Непонятно только, что именно стали с ними "праздновать" гладиаторы, что в конечном счете, их и погубило.
Еще больше впечатлили вакханцы и вакханки (нет, я проверила по либретто, это именно они!) в костюмах... белых котов! (сначала я подумала, что это также фигурирующие в программе овечки, но где, скажите, вы видели овец с длинными хвостами? так что, выходит, все-таки вакханцы). Так и хотелось крикнуть: "Вас обманули, Вакх - бог не молока!!!"
Вообще либретто в программке читать без смеха невозможно. Несмотря на название Спартак фигурирует на сцене менее, чем кто-либо, а балет, на самом-то деле, посвящен исторической роли проститутки

Проститутки, гетеры, куртизанки, шлюхи и б... всех мастей - вот кто присутствует на сцене в огромной массе. К сожалению, фактически главная героиня Эгина, простите, Сабина в исполнении Насти Матвиенко - абсолютно асексуальна. Вообще я не знаю, в чью светлую голову пришла дьявольская идея разбить привычные дуэты и дать в партнерши Денису Ирину Перрен, а Шемиунову-Крассу Настю. Но в результате исчезли и остатки "химии" между влюбленными, а главное, Эгина оказалась задорной спортсменкой, комсомолкой и отличницей, видимо, первой в классе по теории (не не практике!) соблазнения

, а Фригия, она же Валерия, наоборот оказалась, весьма лихой, современной и сексуальной девицей, и в верность ее Спартаку как-то не верилось.
Категорически не могу согласиться с Эдуардом по поводу Красса. Балета Григоровича я, увы, не видела, но, по моим представлениям, Красс должен быть: умным, сильным, честолюбивым, страстным, злым, желчным, развращенным, пресыщенным, жестоким. Вместо этого я увидела на сцене парнишку, я бы сказала даже парубка, весьма юного, хорошенького и совершенно не злого. Этакий пресыщенный барчук, одуревший от вседозволенности. Он и убивает не из садистского удовольствия, а с этаким выражением: "А чё, тоже прикольно!" Начало было невероятно слабо технически, потом парнишка "распрыгался", однако непопадание в образ было настолько сильным, что что он там делал, мне было совершенно неважно.
Вообще, я бы сказала, что как ни странно, хореография оказалась не самым слабым звеном в этом действе. В отдельных местах она была даже любопытна. Хуже были исполнители, а главное - сценарий. Пресловутые женские гладиаторские бои, о которых столько говорили большевики

, оказались зрелищем нелепым и противным. На сцену вышел десяток девиц в коротких юбчонках (это что, в какой-то момент в другом акте на сцене появились дамочки с обнаженной грудью, стыдливо чуть подкрашенной бронзой) с... шипами, торчащими из грудей. Отвратительное зрелище, скажу я вам

Видимо, этими шипами они друг друга и "мочили", однако "очаровательные девушки превращаются в разъяренных тигриц" так и осталось фразой из программки. На самом деле девушки немножко попрыгали попарно, после чего некоторые из них вроде как умерли, а последняя еще и заколола директора школы гладиаторов. Это было даже не смешно.
Смех, причем самый натуральный, в голос, меня разобрал в момент самоубийства друга Спартака Крикса. Парень оказался предателем, от чего сам очень расстроился и стал потешно корчиться на полу. После чего он вроде как закололся, во всяком случае его тут же залили красным светом, и тут Спартак
с размаху прыгнул ему то ли на плечи, то ли на голову - ага, правильно, падающего подтолкни

После чего бедняга
решил заколоться еще раз! То ли кинжал в первый раз дал осечку

, то ли он решил, что это лучше, чем если тебя забьет ногами лучший друг
Честно говоря, пока Спартак поудобнее устраивался на кресте, я тоже немножко посмеялась. Еще впечатлила находка постановщиков, когда и так чрезмерно сексуальная Фригия-Валерия время от времени переодевается из белого в красное платьице (ну есть же, господа, такое понятие, как символика цвета!): первый раз я так поняла, что она решила подработать на панели, чтобы собрать Спартаку деньжат на восстание. А когда она снова надела его в знак траура (!) после распятия Спартака (я очень волновалась, удобно ли Денису этак минут 15 висеть на кресте под потолком), и на сцену выкатились (в смысле, лежа) все участники спектакля, включая не только гладиаторов, но и женщин из народа, одетых как работницы табачной фабрики, наша Сонечка Мармеладова, видно, решила: "Э нет, столько клиентов мне не обслужить" и поспешно ушла куда-то в темноту, на чем спектакль и завершился.
Спектакль был встречен громом оваций. Новые русские, для которых, очевидно, он и делался, видимо, были в восторге от роскоши постановки и трюков. Мне хлопать не хотелось. Кроме меня таких набралось еще с десяток человек на галерке. На поклоны вышло человек 20, включая Осипенко и Образцову (да, я забыла сказать, что добрую треть, если не половину, спектакля, пел хор - неужели у Хачатуряна так написано? а на банкете к нему прибавились и отвратительное сопрано и безголосое меццо). А вот сам Кехман остался сидеть в царской ложе с В. И. Матвиенко, Вадимом Тюльпановым и неидентифицированной женщиной. Сверху постановщиков осыпали дождем из лепестков красных роз.
Итог: провал ли это? Не знаю, я бы сказала, это примерно то, чего я ожидала, разве что хореография оказалась чуть лучше, а Денис Матвиенко чуть хуже, чем я предполагала. Пойду ли я еще раз на этот спекталь? Боже упаси - ни с Кузнецовым, ни со Смекаловым, ни с кем угодно другим. Рекомендую ли я этот спектакль к просмотру? Ни в коем случае! Искушенным балетоманам, т. к. убожество, а неискушенным - дабы не портить несформированный вкус. Впрочем, наши форумчане люди взрослые и сами решат, идти ли, без моих советов
P. S. В антракте ради интереса спустилась в главное фойе, оно же буфет и практически нос к носу столкнулась с... Ульяной Вячеславовной! Увы, I hate to say it, но в жизни УВЛ оказалась как-то совсем нехороша

При ней был мужчина ниже ее на голову, который точно не был Козловым. Если мне кто-нибудь любезно кинет фото Корнева, попытаюсь сообразить, был ли это он. Самое удивительное, что никакого ажиотажа вокруг Божественной не наблюдалось. Похоже, что наводнившие буфет новые русские просто не знают нашу легенду в лицо

А пока я думала, подойти попросить автограф или же неприлично беспокоить человека (да и не фанатка я этих автографов, на что они мне? хотя дома есть историческая программка из филармонии с автографами Слонимского, Шемякина и Ростроповича

), УВЛ попрощалась с какой-то пожилой дамой и под руку со своим мужчиной растворилась в мировом пространстве.