Текущее время: 09 май 2025, 02:16



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 45 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
ЗОЛОТАЯ МАСКА 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.ng.ru/culture/2006-04-19/7_mask.html

Независимая газета
19.04.2006

«Маска» под «Геликоном»
Дмитрий Бертман заставил «Золотую маску» быть скорее новаторской, нежели традиционной


В понедельник на Новой сцене Большого театра прошла XII церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска». Режиссировать церемонию пригласили худрука «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана, и в стенах Большого он устроил «Ночь в опере».

Едва ли не впервые «Маска-2006» имела свой собственный девиз – «Традиция и новация». Дмитрий Бертман принял во внимание это обстоятельство, и в его церемонии были заняты как более или менее «традиционные» Зураб Соткилава и солисты «Геликон-оперы» (и оркестр, и хор тоже были геликоновские), так и новаторские – в особенности на сцене Большого театра – Государственный мюзик-холл, балет «Тодес» и Лев Лещенко с Ларисой Долиной. Удачно и остроумно были подобраны и пары награждающих – скажем, за лучшие женские роли «Маски» вручали зрелые красавцы отечественной сцены и отечественного кинематографа Валентин Гафт и Игорь Костолевский. Отмечать заслуги актеров-мужчин на сцену вышли Галина Тюнина и Инна Чурикова, составившие великолепный дуэт в парном конферансе.

Думается, жюри удалось сделать более или менее правильный выбор с учетом имевшихся в их распоряжении возможностей. Можно, к примеру, сетовать на отсутствие среди лауреатов хоть кого-то или чего-то, связанного с «Голой пионеркой» Кирилла Серебренникова, но этот спектакль так и не преодолел строгого сита экспертного отбора. Не понравился спектакль экспертам – и все.

Одна из первых новаций нынешней церемонии заключалась в том, что «Маски» в этом году распределялись и вручались не по жанрам, а по профессиональному и половому признаку. Сначала – всем женщинам, в балете, опере и по драматическому театру, затем – всем мужчинам, всем художникам, всем режиссерам…

Премия «Новация» в этом году досталась санкт-петербургскому Формальному театру за спектакль Андрея Могучего «Между собакой и волком». Этому же спектаклю достался и приз критики. Эту «Маску» Бертман, знаменитый своей, если можно так сказать, публичной нелюбовью к отрицательным рецензиям на свои спектакли, обставил со всей театральной многозначительностью и одновременно – почти хулигански: Лев Лещенко исполнил куплеты Дона Базилио о клевете, причем солисты хора аккомпанировали его пению с центральными российскими газетами в руках. Вручать премию критиков поручили Константину Райкину, еще одному «ценителю» критического слова. Премия же в итоге досталась – к удовольствию и Райкина, и публики – Андрею Могучему.

Лучшим кукольным спектаклем выбрали «Поющую стрелу» Бурятского театра кукол, а за работу режиссера в кукольном театре «Маска» отправилась в Абакан, Хакасскому театру кукол, показавшему на фестивале спектакль по пьесе Эрика Шмита «Оскар и Розовая дама». Эта же пьеса, но уже в «человеческом обличье» и в исполнении Алисы Фрейндлих получила приз зрительских симпатий, а сама Фрейндлих удостоилась долго не смолкавших оваций за лучшую женскую роль. Не менее воодушевленно некоторое время спустя публика встретила известие о награждении Василия Бочкарева за лучшую мужскую роль (Прибытков, «Последняя жертва», Малый театр). Бочкарев долго ждал, когда же наконец смолкнут аплодисменты, а когда они смолкли, сумел сказать лишь о том, что счастлив. Затем, поборов волнение, нашел силы, чтобы поблагодарить партнеров, режиссера и Малый театр.

За работу художника «Маской» наградили Александра Боровского, оформившего «Шинель» (совместная работа «Современника» и Центра имени Мейерхольда). «Шинель» была отмечена еще и как лучший спектакль малой формы.

«Маску» за лучшую режиссуру получил Петр Фоменко, который затем еще раз вышел на сцену, чтобы получить «Золотую маску» за лучший спектакль – «Три сестры», которые он поставил в своей «Мастерской…».

Утешить провинцию в драме по идее должна была специальная премия жюри, которой председателю жюри Алексею Бородину удалось уравновесить все спорные вопросы сезона: главному режиссеру Омской драмы Евгению Марчелли дали «Маску» «За разнообразие поисков». Всеобъемлющая оценка! Второй спецприз достался Кириллу Серебренникову, увы-увы, вызывающему споры даже тогда, когда, казалось бы, успех бесспорен. Для кого как: ведь экспертный совет через свои «фильтры» так и не пропустил в афишу «Маски», быть может, лучший спектакль Серебренникова за все последние годы – «Голую пионерку» в «Современнике». Не пропустил, и многие члены экспертного совета считали сей факт своей профессиональной и даже нравственной победой.

Главная интрига балетной части конкурса заключалась в том, дадут или не дадут премию Борису Эйфману за «Анну Каренину». Как известно, председатель жюри музыкального театра Владимир Васильев – большой поклонник творчества этого номинанта. Несмотря на это, члены судейской коллегии проигнорировали сочиненные Эйфманом сексуальные страдания русской дворянки.

Распределение наград за постановки подтвердило общеизвестный факт – кризис отечественных хореографов (как мрачно сказал на церемонии Николай Цискаридзе, «много званых, но практически нет избранных»). Призы за балет достались иностранцам, поработавшим в России. «Маской» отмечен Дэвид Доусон, постановщик красивого балета Мариинского театра «Reverence». Лучшим балетом прошлого сезона назван «Сон в летнюю ночь» – спектакль Большого театра. В прошлом сезоне ГАБТ перенес на свою сцену давний опус европейского хореографа Джона Ноймайера. Экспертный совет «Маски» выдвинул на премию и балет, и исполнителей – Яна Годовского и Светлану Захарову. Захарову оставили без награды: столичную приму обошла Мария Абашова, исполнительница партии Карениной у Эйфмана, что в принципе не вызывает возражений: балерина хороша в предлагаемых обстоятельствах роли. А Годовский приз получил, и заслуженно, потому что всех порадовал озорной трактовкой шекспировских персонажей – Пэка и Филострата. Еще одна награда ушла к отличному сценографу Семену Пастуху: за его оформление стоило выдвинуть на приз «Болт» – среднего качества балет ГАБТа.

В опере судей дважды очаровал спектакль Мариинского театра «Путешествие в Реймс»: и сама постановка названа «самой-самой», и постановщик, француз Ален Маратра, получил награду за режиссуру. Два приза «Реймсу» – явный перебор, учитывая, что «Мадам Баттерфляй» Большого театра, событие оперного сезона, осталась вовсе без наград. Еще одно спорное решение – жюри музыкального театра не наградило ни одного дирижера и ни одного певца. Приз за лучшую женскую роль в опере получила солистка Мариинки Лариса Гоголевская, могучая Изольда в «Тристане и Изольде». Режиссер оперы Вагнера, неоднократный победитель «Золотой маски» Дмитрий Черняков на этот раз остался без режиссерской премии, зато его питерский проект отхватил один из двух спецпризов жюри: «Тристан» отмечен как «музыкальное событие сезона».

Но главная оперная сенсация была впереди. Второй спецприз (браво, жюри!) достался Большому театру за «Детей Розенталя» (с формулировкой «За инициативу в развитии современной русской оперы»). Награду получал композитор Леонид Десятников, при этом он вспоминал, как «очаровательные сотрудницы службы безопасности ГАБТа» защищали его от «злых волшебниц из Государственной Думы» и вообще от «зловещих сил зла», пытавшихся убрать многострадальных «Детей» из музыкальной жизни страны.

В скудном списке отечественных оперетт и мюзиклов жюри выбрало «Ночь открытых дверей» (по Диккенсу) Екатеринбургского театра музкомедии. Владимир Смолин из этого же коллектива так хорошо преобразился в скупердяя Скруджа, что получил «Маску» за мужскую роль в мюзикле. Кинорежиссер Леонид Квинихидзе отмечен как постановщик мюзикла «Фигаро здесь» в Театре музкомедии Новосибирска. Героиня Бомарше и Россини, Розина, в исполнении Вероники Гришуленко оказалась достойной «Маски» за женскую роль в мюзикле. А специалисты отметили, что всего три спектакля в номинационных списках – признак неблагополучия этого жанра в России. И наконец, никаких сюрпризов не случилось в номинации «Современный танец». Подтвердились предположения, что «Маска» достанется пермскому спектаклю Театра Евгения Панфилова «Клетка для попугаев»: этот добротный опус несколько старомоден, зато не без душевности, а последнее качество у нас традиционно востребовано.

Майя Крылова, Григорий Заславский


19 апр 2006, 10:15
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.goldenmask.ru/news.php?nid=754&year=

5 декабря 2006
Номинанты Премии «Золотая Маска»

ОПЕРА – СПЕКТАКЛЬ

«БАЛ-МАСКАРАД»
Театр оперы и балета Республики Башкортостан, Уфа

«ВОЙНА И МИР»
Большой театр, Москва

«ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»
Большой театр, Москва

«НОРМА»
Театр «Новая опера», Москва

«ПИКОВАЯ ДАМА»
Театр оперы и балета, Челябинск

«ПОВОРОТ ВИНТА»
Мариинский театр, Санкт-Петербург


«РИГОЛЕТТО»
Музыкальный театр, Ростов-на-Дону

«СИНДЕРЕЛЛА, ИЛИ СКАЗКА О ЗОЛУШКЕ»
Театр оперы и балета, Пермь

«ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ»
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва

«ФАЛЬСТАФ»
Мариинский театр, Санкт-Петербург


ОПЕРА - РАБОТА РЕЖИССЕРА

Грэм ВИК
«Волшебная флейта», Большой театр, Москва

Дэвид МАКВИКАР
«Поворот винта», Мариинский театр, Санкт-Петербург


Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ
«Фальстаф», Мариинский театр, Санкт-Петербург


Александр ТИТЕЛЬ
«Так поступают все», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва

Уве ШВАРЦ
«Бал-Маскарад», Театр оперы и балета Республики Башкортостан, Уфа

ОПЕРА - ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Анна АГЛАТОВА
Памина – «Волшебная флейта», Большой театр, Москва

Ирина ВАСИЛЬЕВА
Гувернантка – «Поворот винта», Мариинский театр, Санкт-Петербург


Екатерина ЩЕРБАЧЕНКО
Наташа Ростова – «Война и мир», Большой театр, Москва

Альфия КАРИМОВА
Оскар – «Бал-Маскарад», Театр оперы и балета Республики Башкортостан, Уфа

Ирина КРИКУНОВА
Джильда – «Риголетто», Музыкальный театр, Ростов-на-Дону

Наталья МУРАДЫМОВА
Фьордилиджи – «Так поступают все», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича - Данченко, Москва

Татьяна ПАВЛОВСКАЯ
Алиса Форд – «Фальстаф», Мариинский театр, Санкт-Петербург


Татьяна ПЕЧНИКОВА
Норма – «Норма», Новая опера, Москва

ОПЕРА - МУЖСКАЯ РОЛЬ

Флориан БЕШ
Папагено – «Волшебная флейта», Большой театр, Москва

Алексей ДОЛГОВ
Феррандо – «Так поступают все», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича – Данченко, Москва

Петр МАКАРОВ
Риголетто – Музыкальный театр, Ростов-на-Дону

Илья ПАВЛОВ
Гульельмо – «Так поступают все», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича – Данченко, Москва

Борис СТАЦЕНКО
Наполеон – «Война и мир», Большой театр, Москва

Виктор ЧЕРНОМОРЦЕВ
Фальстаф – «Фальстаф», Мариинский театр


Владимир ЧЕБЕРЯК
Риккардо – «Бал-Маскарад», Театр оперы и балета Республики Башкортостан, Уфа

БАЛЕТ – СПЕКТАКЛЬ

«ЗОЛУШКА»
Театр оперы и балета, Новосибирск

«ИГРА В КАРТЫ»
Большой театр, Москва

«КАРМЕН - СЮИТА»
Большой театр, Москва

«РУССКИЕ СЕЗОНЫ»
Театр оперы и балета, Новосибирск

«УНДИНА»
Мариинский театр, Санкт-Петербург

«ШИНЕЛЬ»
Мариинский театр, Санкт-Петербург


«ЭКЗЕРСИС ХХ»
Театр балета им. Леонида Якобсона, Санкт-Петербург

БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ - РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА/ХОРЕОГРАФА

Ноа Д. ГЕЛБЕР
«Шинель», Мариинский театр, Санкт-Петербург

Пьер ЛАКОТТ
«Ундина», Мариинский театр, Санкт-Петербург


Алексей РАТМАНСКИЙ
«Игра в карты», Большой театр, Москва

Кирилл СИМОНОВ
«Золушка», Театр оперы и балета, Новосибирск

Алла СИГАЛОВА
«Русские сезоны», Театр оперы и балета, Новосибирск

Елена ПРОКОПЬЕВА
«Она едет на велосипеде», «Крепостной балет», Санкт-Петербург

БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ - ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Мария АЛЕКСАНДРОВА
Кармен – «Кармен-сюита», Большой театр, Москва

Евгения ОБРАЗЦОВА
Ундина – «Ундина», Мариинский театр, Санкт-Петербург


БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ - МУЖСКАЯ РОЛЬ

Леонид САРАФАНОВ
Маттео – «Ундина», Мариинский театр, Санкт-Петербург

Андрей ИВАНОВ
Акакий Акакиевич – «Шинель», Мариинский театр, Санкт-Петербург


РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Владимир АРЕФЬЕВ
«Так поступают все», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва

Пол БРАУН
«Волшебная флейта», Большой театр, Москва

Татьяна МАККАЛЛИН
«Поворот винта», Мариинский театр, Санкт-Петербург


Виктор ШИЛЬКРОТ, Ольга ШАГАЛИНА
«Фигаро», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург


06 дек 2006, 00:00
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic ... /06/117125

Ведомости
06.12.2006, №230 (1757)

Никто не спрятался
Афиша “Золотой маски” обширна и представительна


Петр Поспелов
Олег Зинцов

Объявлены участники фестиваля “Золотая маска”, который пройдет в Москве в апреле 2007 г. Российский театр представлен, как всегда, широко — полусотней спектаклей во всех жанрах из 39 городов страны. Удач стоит ожидать от уже знакомых театров.

Жюри впервые соберется в ближайшие дни, когда задолго до официального начала фестиваля Мариинский театр покажет в Москве два конкурсных спектакля — “Фальстафа” Верди и “Поворот винта” Бриттена. Оба вечера за пультом проведет Валерий Гергиев, который в фестивале участвует, но не участвует: номинировать себя на премию он не велит. А по окончании фестиваля Гергиев снова появится в оркестровой яме, чтобы продирижировать заключительной церемонией. Режиссером церемонии будет Дмитрий Черняков, который в отчетном сезоне (2005/06) своей оперной постановки не выпустил, потому бороться за “Золотую маску” будут другие режиссеры.

В их числе Кирилл Серебренников и Дэвид Маквикар (упомянутые спектакли Мариинского театра), Грэм Вик (“Волшебная флейта” в Большом театре), Александр Титель (“Так поступают все” в Московском музыкальном) и Уве Шварц (“Бал-маскарад” в Уфе). Среди дирижеров-номинантов трое москвичей — Александр Ведерников (“Война и мир” в Большом театре — на этой премьере он удачно заменил Мстислава Ростроповича), Вольф Горелик (“Так поступают все” в Московском музыкальном) и Феликс Коробов (“Норма” в “Новой опере”), а также Роберт Лютер (“Бал-маскарад” в Уфе).

Есть в оперной афише фестиваля спектакли, чьи режиссер и дирижер в число номинантов не пропущены, зато в персональных номинациях значатся певцы: Ирина Крикунова и Петр Макаров (“Риголетто” в Ростове-на-Дону), которые померятся искусством с лучшими вокалистами столиц.

Но есть два спектакля из Челябинска и Перми, в которых эксперты не номинировали решительно никого — ни дирижера, ни режиссера, ни художника, ни одного из певцов. За что же их тогда номинируют на премию? Конечно, провинцию надо поддерживать. Но в результате фестиваль обрастает балластом — так случилось в прошлом году, и не исключено, что так случится и в этом.

Эксперты сетовали, что интересно поставленных балетов оказалось меньше, чем опер. Возможно, это и к лучшему. Зато если уж балет везут на фестиваль, значит, достоин премии и хореограф. Алексей Ратманский (“Игра в карты” в Большом театре), Пьер Лакотт и Ноа Гелбер (“Ундина” и “Шинель” в Мариинке), Кирилл Симонов и Алла Сигалова (“Золушка” и “Русские сезоны” в Новосибирске) посоревнуются с классикой (“Кармен-сюита” в Большом, “Экзерсис ХХ” в петербургском Балете Якобсона). Жалко, что из-за сложностей с графиком выпала из конкурса “Золушка” Большого театра. Персональных номинаций среди танцовщиков четверо: Мария Александрова из Большого театра (как всегда!), Евгения Образцова, Леонид Сарафанов и Андрей Иванов из Мариинки.

В номинации “Современный танец” — интрига, а значит, надежда. Привычные лидеры взяли тайм-аут, а их место быстро заняли молодые команды — челябинский Театр современного танца, екатеринбургский “Эксцентрик-балет” и московский “Аппаратус”.

<...>


06 дек 2006, 10:40
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId ... ueId=30270

КОММЕРСАНТЪ № 228 (№ 3559)
от 06.12.2006, СР

Вокруг "Золотой маски" столпились соискатели

Вчера в Москве состоялась пресс-конференция "Золотая маска", где была объявлена программа предстоящего фестиваля национальной театральной премии, который пройдет в Москве с 27 марта по 14 апреля будущего года. Комментируют РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ и ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

Основная трудность – найти спектакли, которые смогут составить реальную конкуренцию московским и петербургским или хотя бы не затеряться на фоне последних. Однако в прошлом сезоне даже в Петербурге нашелся всего один бесспорный спектакль большой формы – "Король Лир" Льва Додина. Второго местного лидера, "Марию Стюарт" БДТ имени Товстоногова, в Москву тоже привезут, но жюри под председательством режиссера Адольфа Шапиро попросят смотреть лишь на исполнителей главных ролей Марину Игнатову и Андрея Толубеева. Подчеркнуто старомодный спектакль и его режиссера Темура Чхеидзе номинировать не стали.
Зато в номинацию попал жовиальный Андрей Жолдак. Его "Федра. Золотой колос" красуется в списке претендентов на премию в разделе "Малая форма" рядом со спектаклями Анатолия Васильева, Сергея Женовача, Кирилла Серебренникова, Миндаугаса Карбаускиса, Михаила Бычкова. Добавьте сюда упомянутого уже Додина, Генриетту Яновскую, Каму Гинкаса, Александра Морфова, спектакли которых в конкурсе большой формы, чтобы понять, что выбирать из цвета российской режиссуры "лучшего режиссера" – задача нерешаемая. Тем более венчает список патриарх русского театра, обладатель "Маски" за честь и достоинство Юрий Любимов. А Таганка участвует в фестивале впервые за его 12-летнюю историю.
Режиссерские номинации драмы и музыкального театра пересекаются на Кирилле Серебренникове: Мариинский театр показывает "Фальстафа" Верди в его постановке. (Кстати, из пяти режиссеров–соискателей премии за оперную режиссуру трое – иностранцы.) Второй "мариинский" номинант – "Поворот винта" Бриттена в постановке Дэвида Маквикара. На паритетных началах участвует в конкурсе и Большой – тоже две оперные постановки, "Война и мир" и "Волшебная флейта". Обоим тяжеловесам могут составить достойную конкуренцию "Новая опера" с "Нормой" и Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко с "Так поступают все". Единое культурное пространство представлено богаче, чем в драме – Челябинском, Пермью, Уфой и Ростовом-на-Дону, но, по признанию экспертов, спектакли из этих городов приглашены больше для полноты афиши, чем для обострения борьбы.
Выдвигая номинантов в разделах "Балет" и "Современный танец", эксперты проявили чудеса изобретательности, ведь истекший сезон был обделен яркими премьерами. Амбициозные проекты столичных театров (постановки "Золотых веков" к юбилею Дмитрия Шостаковича), в сущности, провалились. Отобранная экспертами "Золушка" Большого на конкурсный бал не попадает из-за заграничных гастролей театра. В результате номинантами "Маски" стали "побочные продукты". "Кармен-сюита" и "Игра в карты", подготовленные Большим к юбилею Майи Плисецкой. Мариинку представляет "долгострой" француза Пьера Лакотта "Ундина", анонсированная в качестве премьеры еще в позапрошлом году, и один из балетов экспериментальной программы "Новые имена" – "Шинель" американского хореографа-дебютанта Ноа Д. Гелбера.
Конкуренцию составит Новосибирск, представленный на конкурсе тоже двумя спектаклями: полнометражной "Золушкой" в постановке петербуржца Кирилла Симонова и одноактными "Русскими сезонами", поставленными москвичкой Аллой Сигаловой на музыку Леонида Десятникова. В память о хореографе Якобсоне на конкурс попал "Экзерсис ХХ", поставленный 35 лет назад и возобновленный петербургским Театром балета имени Якобсона – знаменитый класс-концерт отражает представления покойного гения о современном танце. А всех живых авторов эксперты, проявив редкую снисходительность, включили в номинацию "Работа балетмейстера" – в ней значатся все те же шесть имен. Что касается современного танца, адекватное представление о нем получить нелегко. Будут показаны пять работ, из них две – сольные, причем в программе отсутствуют постоянные Татьяна Баганова и Ольга Пона.


06 дек 2006, 11:12
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vremya.ru/2006/225/10/167202.html

Время новостей N°225
06 декабря 2006

Реальность, данная нам в ожиданиях
Объявлены номинанты премии «Золотая маска»


13-й театральный фестиваль «Золотая маска» пройдет в Москве с 27 марта по 13 апреля, когда вечером на церемонии в Театре Станиславского и Немировича-Данченко (уже объявлено, что режиссером церемонии будет Дмитрий Черняков и в ней примет участие оркестр Мариинского театра во главе с маэстро Гергиевым) жюри вручит одноименные премии и спецпризы.

В результате работы двух (драматического и музыкального) экспертных советов, отсматривавших театральные работы московских, питерских и региональных театров в сезоне 2005/06, составлены внушительный список номинантов и соответствующая фестивальная афиша. Причем, как водится, Мариинский театр вступает в борьбу за приз задолго до официального открытия фестиваля -- показы номинированных на «Маску» оперных спектаклей «Фальстаф» Верди в постановке Кирилла Серебренникова и «Поворот винта» Бриттена в постановке Дэвида Маквикара пройдут в Москве уже 9 и 10 декабря (в рамках «масочного» проекта «Гастроли Мариинского театра в Москве» в марте еще приедут пять балетов).

Официальное открытие «Маски» -- 27 марта. Спектакль «Берлинер ансамбля» «Карьера Артура Уи» уже приезжал в Москву в середине 90-х, теперь же он играется как «масочный выбор» на позиции «Легендарного спектакля ХХ века».

О специальных призах, о которых обычно объявляют заранее -- «За честь и достоинство» и «Лучший зарубежный спектакль», -- на этот раз публика узнает уже весной.

Судить номинантов будут два жюри во главе с режиссером Адольфом Шапиро (драматический театр) и дирижером Юрием Кочневым (музыкальный).

Из списков номинантов наибольшим лаконизмом отличаются «кукольный» и «опереточный». Эксперты рассказали, что «куклы» в этом году не столь блестящи, как прошлом, но тем не менее их можно смело рекомендовать фестивальной публике (особенная редкость -- очень хороший детский кукольный спектакль -- «Робин Бобин» санкт-петербургского театра «Кукольный формат»). Мюзиклов-оперетт на нынешней «Маске» тоже будет три -- это «Маугли», «Москва-Черемушки» Шостаковича и «Фигаро» (Моцарт) Екатеринбургского театра музкомедии (режиссер -- «масочный» лауреат Дмитрий Белов).

Внушительный список -- в разряде «оперный театр». Здесь два вышеназванных мариинских спектакля, две постановки Большого театра («Война и мир» Прокофьева с Екатериной Щербаченко в партии Наташи Ростовой, Борисом Стаценко -- Наполеоном и Александром Ведерниковым в роли дирижера в частных номинациях и «Волшебная флейта» номинанта Грэма Вика с Флорианом Бешем-Папагено, Анной Аглатовой -- Паминой и художником Полом Брауном в частных номинациях). Не попала в число номинантов еще одна московская «Волшебная флейта», поставленная в «Новой опере» Ахимом Фрайером. Зато номинирован спектакль «Норма», сделанный в этом театре актуальными европейцами Йосси Вилером и Серджио Морабито. И если «подуставший» спектакль удастся подтянуть до премьерного качества, он будет выглядеть достойно. Последний московский номинант -- спектакль Театра Станиславского и Немировича-Данченко «Так поступают все женщины» Александра Тителя, в котором кроме режиссерской номинации есть еще дирижерская, «художническая» и три номинации за партии.

Перечень оперных номинаций дополняют четыре провинциальных постановки: «Бал-Маскарад» из Уфы в постановке Уве Шварца, исправно переносящего европейские манеры в далекую российскую глубь (год назад его спектакль «Волшебная флейта» боролся за призы с шутками и прибаутками), крепкий «Риголетто» из Ростова-на-Дону, «Синдерелла, или Сказка о Золушке» известного своей храбростью Пермского оперного театра (публику ждут весьма неожиданные постановочные трюки и решения) и «Пиковая дама» из Челябинска Алексея Степанюка, сильно развившего свои идеи, впервые опробованные в формате «полуконцертной» постановки Мариинского театра в Москве.

Очевидных, стопроцентных лидеров в оперных списках не видно, и многое будет зависеть от того, как номинанты будут выглядеть на «масочных» показах.

<...>

Юлия Бедерова


06 дек 2006, 15:08
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vremya.ru/2006/225/10/167106.html

Время новостей N°225
06 декабря 2006

Без «Золушки»

В номинации «Современный танец -- лучший спектакль» эксперты выбрали четыре постановки. Два маленьких соло -- оба из Челябинска -- «Одри» Марии Грейф, сделавшей обаятельное посвящение знаменитой актрисе, и «Несоло» Владимира Голубева, создавшего новый жанр танцевальной stand-up comedy. И две полнометражные работы -- «Она едет на велосипеде» Елены Прокопьевой (создательница «Крепостного балета» перебралась из Иркутска в Петербург; несколько лет назад, еще будучи сибирячкой, она поразила Москву мощной и щедрой на краски танцевальной интерпретацией «Дома Бернарды Альбы») и «Выше неба» Сергея Смирнова, лидера современной танцпопсы. Странно при этом, что Прокопьева внесена в частную номинацию хореографов, а Грейф и Голубев -- нет; они же сами для себя ставили и сами танцуют, если их спектакль хорош, то, кроме них, кто же в этом виноват?

В балетных же номинациях экспертный совет не поскупился: выдвинуто семь спектаклей. Два из Большого театра (во-первых, «Игра в карты», и выдвинут в частной номинации «Лучшая работа хореографа» Алексей Ратманский; во-вторых, «Кармен-сюита», и в номинации «Лучшая женская роль» -- Мария Александрова). Два из Мариинского театра («Ундина», ее хореограф Пьер Лакотт, исполнители главных ролей Евгения Образцова и Леонид Сарафанов; и «Шинель», ее хореограф Ноа Д. Гелбер и Андрей Иванов, бывший в спектакле Акакием Акакиевичем). Еще два -- из Новосибирского театра («Золушка» и ее постановщик Кирилл Симонов, «Русские сезоны» и сотворившая их Алла Сигалова). И наконец, спектакль петербургского Театра балета имени Леонида Якобсона «Экзерсис ХХ».

С последним все понятно: театр, занимающийся возрождением давних («Экзерсису» тридцать шесть лет) спектаклей битого, гнутого и в конце концов уничтоженного таки советской властью талантливого хореографа, поддержан за честный мемориальный пыл. С Новосибирском тоже ясно -- в последнее время там жизнь бьет ключом, и всегда интересно, что вытворит эта грамотная и незашоренная труппа. Даже если хореография может внушать опасения, как в случае с Кириллом Симоновым, шлифовавшим свой талант в Мариинке под руководством Михаила Шемякина -- некоторые родовые травмы неизлечимы, -- все равно театр вытащит спектакль.

В «петербургском» выборе явный компромисс: да, «Ундина» бесспорна (не шедевр, но аккуратненький образчик французского стиля, и Образцова там так точна в каждом мелком движении ног, что даже не верится, что ни дня во Франции не училась), а вот «Шинель»... Американец -- репетитор Форсайта, на голубом глазу сваявший драмбалет в лучших традициях Ростислава Захарова и чугунных сороковых годов, поощрен внесением в шорт-лист, должно быть, за неожиданную любовь к советскому балету. Впрочем, может быть, эксперты решили, что он это не всерьез, что это такой постмодернистский жест? Тогда почему не включили сваянный им в том же сезоне «Золотой век», где жанр закипел и вылился из кастрюли -- на сцене страдающая героиня лежала в кровати под натуральной капельницей?

Что касается Большого театра -- отсутствует в списке потрясающей красоты «Золушка» (номинированная экспертным советом, она не может быть показана из-за гастролей Большого театра в Америке, то есть театр взял самоотвод), зато есть уже сорок лет назад устаревшая «Кармен». Ну да, тогда ее спасала Майя Плисецкая, сейчас этим занимается Мария Александрова -- ну так и выдвигайте только балерину, весь спектакль-то зачем?

И вот здесь видна главная проблема «Маски», связанная с балетом. Самые важные актерские события в этом искусстве не отмечаются из-за жесткого регламента премии. Главные актерские события в минувшем сезоне? Пожалуйста. В Мариинке -- да, Образцова (единственное совпадение). Но еще -- проявление, прочерчивание облика Владимира Шклярова. Мощный выход Игоря Зеленского в Concerto grosso. Фантастическая «Кармен» Николая Цискаридзе. В Большом -- выход Александровой в «Раймонде» (что был гораздо интереснее «Кармен»). Екатерина Шипулина, из верной «технички» превратившаяся в «Золушке» в отчаянную и свободную балерину (совершенно сказочная метаморфоза). Екатерина Крысанова, вдруг выросшая в Большом балерина совершенно «западная», баланчинская. Можно продолжать -- но и так ясно: премьеры в наше время возникают и исчезают из репертуара, актерские события остаются в истории. «Маска» специфику балетного искусства не учитывает и потому самых важных вещей не замечает.

Анна ГОРДЕЕВА


06 дек 2006, 15:13
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vremya.ru/2006/228/10/167431.html

Время новостей N°228
11 декабря 2006

О роли гламура в судьбе человека
«Фальстаф» в постановке Кирилла Серебренникова открыл «Золотую маску»


Изображение

Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» задолго до основных показов (они пройдут в столице в конце марта -- начале апреля) открылся проектом «Премьеры Мариинского театра в Москве». Для начала на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко были показаны два оперных спектакля-номинанта -- «Фальстаф» Верди и «Поворот винта» Бриттена.

В прошлом году подобный «шаг на опережение», ставящий спектакль как будто бы чуть-чуть вне конкурса, вкупе с другими обстоятельствами обеспечил победу аккуратной мариинской работе «Путешествие в Реймс». Но сейчас два спектакля вынуждены конкурировать между собой.

А вот кому ни с кем конкурировать не нужно, так это маэстро Гергиеву, по недавно сложившейся традиции заранее отказавшемуся от борьбы за дирижерскую «Маску». Все же думается, когда-нибудь экспертные советы вместе с прочими российскими дирижерами, привыкнув к мысли, что гергиевские работы на самом деле вполне можно сравнивать с негергиевскими, эту ситуацию переломят, настоят, что ли. И если бы так случилось сейчас, при внимательном отношении жюри к вопросу, по результатам по крайней мере «Фальстафа» глава Мариинского театра вполне мог бы и проиграть.

Сложнейшую оперную партитуру на этом «масочном» показе сыграли настолько примерно-приблизительно, а яркая режиссура яркого режиссера Кирилла Серебренникова блестела настолько настойчиво, что вердиевский «Фальстаф» совершенно сник и потерялся. Выпевая и выигрывая золотошвейные ансамбли, солисты между собой и оркестром не разошлись только в финальной фуге, где режиссер очень нарочито, с большим смыслом, крайне иронично и смело поставил героев на авансцену рядком с шампанским. Он, таким образом, готовил радикальный финальный жест -- смерть весельчака Фальстафа («доигрались!»), а солисты могли наконец упереться взглядом в Гергиева и удержать темп, пока публика сверлила взглядом блистающий щит с надписью «Все в мире -- шутка», нарисованной шрифтом и в цветах «Кока-Колы».

Без оперного дебюта возмутителя театрального спокойствия Серебренникова картина «Маски» была бы не полной. Для последней оперы Верди -- шутовской и таинственной -- он придумал выразительный и сильный, в сущности, ход -- подчеркнуть в комедийном сюжете его трагические нюансы. Рассказать языком изобретательной клоунады, насквозь пропитанной жестким на вкус соком гламура, об одиноком человеке, смешном простофиле, о жестокости и умирании. В «контексте текста», извините, это просто замечательно. Но музыкальный текст и текст сюжетный -- это вещи, во-первых, не идентичные и, во-вторых, уже взаимодействующие. И, вступив на оперную сцену, Кирилл Серебренников оказался похож, как ни удивительно, на Эймунтаса Някрошюса («Макбет» Верди, «Дети Розенталя» Десятникова в Большом театре).

Как минимум по одному формальному признаку -- буйству мизансценирования, не вполне относящегося к музыкальному делу, происходящего в собственном ритме, темпе и тембре. И в целом, чуть обобщая, по интенсивности разработки смыслового, текстуального материала, когда между сильным пластически-театральным режиссерским чувством музыка сочится как-то потерянно, утекая на периферию.

Сами по себе хороши и пузатые гопнички-чертенята (бессловесный Фальстафов паж, здесь -- в трех лицах), и ванна, в которой купается голопузый Фальстаф, и вышеозначенная кока-кола, и итальянский неореализм с круглыми автомобильчиками и немым кино в третьем действии. Косметический салон (место встречи всех дам) чуть хуже, последняя сцена у волшебного дуба сначала прекрасна своей пустотой и отсутствием дуба, но потом из-за неразборчивости почерка -- сильно хуже. При этом по-настоящему музыкально-театрально работает только одна картина -- первая во втором действии, где, кроме отменного гэга с ванной, есть еще певучая мизансцена дуэта Фальстафа и переодетого Форда (очень достойная работа Василия Герелло), с напряжением, фантазией и пластикой оживающей ревности вместе с проникновенной иронией.

Что до частных номинаций -- Виктор Черноморцев колоритен и сам по себе, и в режиссерской интерпретации партии Фальстафа. Татьяна Павловская (Алиса Форд) -- эффектна, хотя и не более. А в целом есть ощущение, что победителя по крайней мере в женской номинации публика еще не видела.

Юлия БЕДЕРОВА

http://www.rg.ru/2006/12/11/teatr.html

Российская газета
Дата публикации 11 декабря 2006 г.

Изображающий жертву
"Фальстаф" Мариинки открывает "Золотую маску"


Изображение

Мариинский театр нанес двухдневный "золотомасочный" визит в Москву. Два своих спектакля из оперной фестивальной афиши - "Фальстаф" Верди и "Поворот винта" Бриттена показали на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

По традиции фестиваль "Золотая маска" проходит весной. И по той же традиции Мариинский театр принимает участие в конкурсе на собственных условиях, ориентируясь исключительно на гастрольные графики своего маэстро. "Фальстафом" в Москве Валерий Гергиев прилетел дирижировать прямо в день спектакля из Великобритании, где мариинцы показывали вагнеровское "Кольцо" в Кардиффе и выступали в Barbican Hall с симфоническими программами. Две премьеры прошлого сезона, привезенные в российскую столицу, обозначили не только строчку "масочной" афишы, но и презентовали новый проект под названием "Премьеры Мариинского театра в Москве". Согласно этому проекту москвичи на своей территории будут знакомиться с новой продукцией Мариинского театра. Правда, на сегодняшний день новая формулировка выглядит тавтологией, поскольку все запланированные в Москве спектакли входят в программу "Маски": "Фальстаф", "Поворот винта" и балетные премьеры, которые будут показаны в марте, - "Ундина" и "Новые имена".

Открылся московский марафон Мариинки "Фальстафом" Кирилла Серебренникова, дебютировавшего на оперной сцене последним опусом-заветом старика Верди: "Все в мире шутка! А человек рожден шутом". Это финальный фальстафовский парафраз шекспировского "весь мир театр" как нельзя откровеннее отразил "штучные" особенности режиссуры Кирилла Серебренникова. Он стремится дойти до сути на пути ловкой и остро заточенной игры, используя банальные по смыслу клише типа сценических "анекдотов" про новых русских или карикатурных аллюзий на полит- и шоу-бомонд. Но главное для Серебренникова - соответствие актуальной визуальной эстетике, которую отшлифовали в нашем сознании рекламные паузы и сверкающие обложки глянца и которую пережевывают теперь на все лады сериалы, клубы и театры.

Это - современное мыло, щиплющее и раздражающее глаз и нервы. Но пену от него надо еще уметь взбить так, как это удается Кириллу Серебренникову и его сэру Джону Фальстафу, который в исключительно грациозном и завораживающем своей душевной мягкостью исполнении Виктора Черноморцева превращает эту пустую пузырящуюся пену в пронзительную исповедь нежного старомодного сердца. Наивный, нелепый, толстый, противостоящий своим натуральным естеством холодному лоску ультрасовременных дамочек-стерв и мужчин с гангстерскими или трансвеститскими наклонностями, Фальстаф Черноморцева так радостно плещется в настоящей пене и настоящей ванне, так искренне развлекается разглядыванием в бинокль непристойностей, которые ему демонстрируют во время купания дамочки, так трогательно играет с резиновой уточкой, что каждому, кто наблюдает это "простофильство", достается порция ностальгии по далекому детскому пупсу.

Такой Фальстсаф мог бы стать Мойдодыром нашего отвратительного общества. Но у Серебренникова более актуальная "правда": "будьте как дети" - это современная чепуха. У дамочек, занозивших сердце Фальстафа, сознание давно замылено: визаж, тряпки, каблуки, интриги. У мужчин из их окружения тоже соответственные приоритеты - автомобили, автоматы, танцы в балетных пачках. Все это правдиво "по-мыльному". Тягостная эстетика садомазохистской вечеринки с нудными экспериментами обряженных в дамские парики-каре мужчин над простодушным Фальстафом, пьяные драки его дружков с разлетающимися вдребезги бутылками по сцене, шлюхи на капотах. Все это правдиво до муторности, до отсутствия той грани, которое отделяет искусство от бытовой реальности, театральную сцену от ночных подмостков.

Поражает при этом одно: не зная ни одной ноты и поставив спектакль по слуху, Серебренников не слишком мешает музыкальному движению спектакля. Солисты на главные партии - отборные. Это и Василий Герелло, пародирующий страсти Отелло в роли Форда, мужа Алисы, и Татьяна Павловская - стервозная, злобная Алиса, дурачащая толстяка, и практически не поющая в России Лариса Дядькова в роли элегантной и настырной миссис Квикли, и Ольга Трифонова - обворожительная влюбленная Наннетта. Именно исполнительский состав держит спектакль в тонусе музыки Верди, так же как и стремительные, бравурные темпы Гергиева, с сарказмом раскручивающего музыкальную пружину действия. Достичь звукового баланса с певцами и слаженных многоголосных ансамблей удалось, правда, лишь ближе к финалу. Зато заключительная фуга, из которой выпал "насмерть" замученный не то алкоголем, не то садистскими выходками дамочек главный герой, прозвучала с тем совершенством, которое смирило на мгновение даже с "мыльной" правдой "изображающего жертву" Фальстафа.

Ирина Муравьева


11 дек 2006, 10:45
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic ... /12/117478

Ведомости №234 (1761)
12.12.2006

Умеем и так
Мариинский театр выступил с негромкими операми


Задолго до открытия официальной программы фестиваля “Золотая маска” Мариинский театр показал в Москве два оперных спектакля, включенных в конкурсную афишу. Гастроль прошла в стиле, необычном для труппы Валерия Гергиева, — не подавляюще победоносном, а ненавязчиво интеллигентном.

Для Мариинского театра, капитально исполняющего большую русскую оперу и Вагнера, поздний Верди — опера “Фальстаф” без бравурных арий и торжественных маршей — и западная камерная опера ХХ в. — “Поворот винта” Бриттена — репертуар второстепенный, дополняющий. Но мы умеем и это, как бы говорят петербуржцы.

Как случалось и раньше, Мариинка сыграла гастрольные спектакли не в Большом, а в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Его открытие после реконструкции подоспело вовремя: новые мариинские спектакли, далекие от помпезности, слушались и смотрелись в нем очень уместно.

Партитура “Фальстафа”, хоть и написанная на большой оркестр, по звучанию — камерная, детализованная. Валерий Гергиев провел спектакль очень корректно: все нюансы прекрасно дополняли друг друга, ни разу оркестр не заглушил певцов. Напротив, бриттеновский “Поворот винта”, написанный всего на 13 инструментов (мариинцы играли составом в “целых” 16 человек), оказался в состоянии заполнить весь объем сцены и зала. Первачами мариинского оркестра управлял молодой дирижер Павел Смелков (который и готовил оперу Бриттена к недавней петербургской премьере): Гергиев в импровизированном порядке уступил ему место. Уверенности молодому маэстро было не занимать, но он продемонстрировал и вкус, и чувство, став для фестивальной публики незапланированным открытием.

Британская команда постановщиков во главе с режиссером Дэвидом Маквикаром сделала точный по стилю, очень английский спектакль: старорежимные костюмы и реквизит (на фотографиях с премьеры 1954 г. — похожие), минимум декораций, теплый боковой свет (как в фильмах Гринуэя) и скупой рисунок ролей. Примой безупречного ансамбля из высоких голосов была Ирина Васильева (Гувернантка), а ответственная актерская работа малолетнего Николая Ирви (Майлз) стала причиной слез в партере, взволнованном ходом битвы неясных сил за детскую душу.

В “Фальстафе” центром спектакля, как и ожидалось, стал исполнитель заглавной партии — неотразимый в своей шекспировской фактуре и испытанном обаянии Виктор Черноморцев. Приятное впечатление произвела и постановка — оперный дебют Кирилла Серебренникова. В ней есть редкая для преуспевающего режиссера скромность: мы, уже привыкшие к тому, что режиссура становится главным блюдом спектакля, вдруг увидели не “спектакль режиссера N”, а все-таки оперу Верди “Фальстаф”. Режиссер выстроил не всегда нужное, не всегда осмысленное, но живое и симпатичное действие, которое не наступило железной пятой на оригинал, а негромко прошумело в стороне. В постановке много минусов: неоправданная суета лишних персонажей на сцене, трафаретность ходов (Форд на Ford'е, косметический салон, пляшущие трансвеститы). Но некоторые образы забавны: Татьяна Павловская в роли взбалмошной Алисы, Ольга Трифонова — феечка-подросток Нанетта. А основной плюс в том, что Серебренников показывает ретро-мир своих персонажей с добродушной дистанции и это не расходится с печальной шутливостью Верди и Шекспира.

Было бы совсем хорошо, если бы многоголосные ансамбли (главная прелесть партитуры Верди) к московскому показу удалось получше отрепетировать. “Фальстаф” вышел почти хорошо. “Поворот винта” — без всякого почти.

Петр Поспелов


12 дек 2006, 22:04
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vremya.ru/2006/229/10/167537.html

Время новостей N°229
12 декабря 2006

Призрачно все в этом мире
«Поворот винта» Бриттена приехал из Мариинки на «Золотую маску»


Изображение

Второй спектакль оперного мариинского дубля, предваряющего основные фестивальные показы «Золотой маски», страшная сказка Бриттена «Поворот винта», написанная в 1954 году по жутковатой модернистской новелле Генри Джеймса (1898 года), неожиданно просветлила умы и души «масочной» публики. После «Фальстафа», показанного днем раньше, еще рябило в глазах, но бриттеновско-джеймсовские темные аллеи, огромные запыленные окна-пластины, организующие пространство встреч, ускользаний, ошибок и узнаваний, неброская черно-бело-серая гамма, минимум деталей (стол, стул, кровать, игрушечная лошадка несколько преувеличенного размера) и лапидарные, точеные мизансцены -- эту рябь скоро успокоили.

И чем темнее становилась история, чем сильнее скручивалась пружина действия, завинчивающего иллюзии, предубеждения, оторопь и трепет в глубину страшной финальной точки, тем светлее могло становиться на душе от того, что на «Маске» уже есть как минимум один очень хороший спектакль.

Камерную оперу Бриттена поставил на большой сцене Мариинки шотландский режиссер Дэвид Маквикар, сумев сделать так, что ее комнатная изысканность, графичность, детальность, насыщенность психологическими росчерками и штрихами не потерялись в пустоте планшета (художник -- Таня Маккаллин). Тонкие линии, волшебные миражи, отчетливые и при этом не проговоренные подтексты напитались воздухом большой сцены, оттого к финалу удушье чувствовалось особенно остро.

На фестивале будет еще один спектакль, в котором форматы партитуры и сцены играют между собой -- это трогательная версия оперы «Так поступают все женщины» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, поставленная как раз на камерной сцене. И можно предположить, что за главные призы поборются именно эти две постановки. Но «Поворот винта» аристократичной внятностью стиля, корректностью режиссуры, темной изысканностью сценографии и умной музыкальной работой выделяется как случай уникальный в местной практике. Опера ХХ века смотрится и слушается как старинный шедевр.

Место действия -- викторианское поместье. Атмосфера -- нечто среднее между «Джен Эйр» и Эдгаром По. Молодая Гувернантка (замечательная вокально и сценически Ирина Васильева) приезжает сюда ради светского льва, чтобы вместо него любить детей -- его дальних родственников. Поместье населено призраками, но необычность этих джеймсоновских мертвецов еще до Бриттена отмечала чувствительная к таким вещам Вирджиния Вулф.

Милые, очаровательные детки -- то ли объект их (призраков) соблазняющей страсти, то ли субъект собственной тайной жажды, то ли галлюцинация желаний и страхов самой молодой женщины. Ни Джеймс, ни Бриттен не рассказывают, что есть что на самом деле. Эту историю можно читать и слушать как готическую страшилку или как психоаналитический случай. Речь идет о чудовищах, которых рождает не столько сон разума, сколько жизнь души -- непредсказуемая даже под его (разума) неусыпным контролем.

Оккультизмом и психоанализом пропитана партитура, причем Бриттен оказывается здесь одним из главных могучих волшебников и простодушных страдальцев одновременно.

Сила спектакля -- в его корректности. Пугающий мир психики, открытый модернистским веком и воспетый композитором, отливается в точеную сценическую форму, простую и пустынную, играющую светом и тенью (художник по свету -- Адам Сильверман), не дающую ответов на загадки текста, даже особенно не отыгрывающую его конструктивные особенности, но открывающую пространство для чувства и фантазии. Не больше, но и не меньше.

Не только Васильева -- весь состав исполнителей играет (поклон в том числе режиссеру по пластике Эндрю Джорджу) и звучит очень точно и ровно. Дети -- малахольный мальчик Майлз (Николай Ирви), нежная и злобная Флора (Екатерина Реймхо), трогательная экономка (Лариса Шевченко) и призраки (Любовь Соколова и Андрей Илюшников) -- вокальная линия каждого выточена и выстроена, ансамбли сделаны, баланс сложен.

За дирижерским пультом, к слову, публика с удивлением обнаружила вовсе не Гергиева, днем раньше прямо во время спектакля продемонстрировавшего плоды своей нечеловеческой занятости, а дирижера, чье имя было даже не указано в программке. Однако Павел Смелков провел спектакль аккуратно и чутко. И бриттеновская опера стала событием, вне зависимости от далеких конкурсных итогов.

Юлия БЕДЕРОВА


12 дек 2006, 22:05
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.gzt.ru/culture/2006/12/11/220002.html

Материал опубликован в "Газете" №228 от 12.12.2006г.

Привидения проиграли Бриттену
Мариинский театр показал в Москве "Поворот винта"


Изображение

По итогам прошедшего сезона на "Золотую маску" номинированы четыре спектакля Мариинского театра. Балеты "Ундина" и "Шинель" на музыку соответственно Пуни и Шостаковича Москва увидит в начале марта на Новой сцене Большого театра. Оперные спектакли Мариинка представила заранее: в минувшие выходные в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко можно было услышать "Фальстафа" Верди и "Поворот винта" Бриттена.

"Поворот винта", уже удостоенный высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит", выдвинут на "Золотую маску" в четырех номинациях: оперный спектакль, работа режиссера (Дэвид Маквикар), женская роль (Ирина Васильева - Гувернантка) и работа художника (Татьяна Маккаллин). Жаль, что наградить композитора невозможно при всем желании: именно гениальная музыка Бриттена стала главным героем постановки. Что до дирижера, то Валерий Гергиев не первый год отказывается от выдвижения на "Маску"; и хотя его участие было обещано в обоих спектаклях, он ограничился лишь "Фальстафом". В результате "Поворот винта" уверенно провел Павел Смелков - начиная со второго премьерного показа опера постоянно шла в Мариинке под его управлением.

И все же жаль, что Гергиев не встал за пульт: "Поворот винта" - камерная опера, предназначенная для шести солистов и тринадцати оркестрантов (на сей раз ансамбль разросся до шестнадцати). Во главе столь компактного коллектива Гергиева можно увидеть крайне редко, да и сама природа музыки Бриттена далека от тех стихий, где Гергиев чувствует себя наиболее уверенно, - будь то Вагнер или Прокофьев. Тем любопытнее было бы услышать "Поворот винта" именно в его интерпретации, особенно если учесть, что этому спектаклю Гергиев придает важное, стратегическое значение. Мариинке предстоит реконструкция, и опера Бриттена - одна из немногих постановок, которая выдержит перенос на площадку меньшего масштаба.

Вообще "Поворот винта" с его небольшим составом и, в теперешнем случае, минималистским решением мог бы смотреться более уместно в камерном зале: сцена театра Станиславского - как, вероятно, и Мариинского - для него великовата. Таинственный и не всегда внятный рассказ о том, как Гувернантка восстает против власти призраков над душами юных Майлза и Флоры (или привидения - лишь плод ее воображения?), представляется еще более туманным и запутанным в столь огромном пространстве. Однообразный и достаточно статичный видеоряд (пара кроватей, пианино, опавшие листья, громадные мрачные панели, движущиеся вправо-влево) решительно наскучивает ко второму действию; тем естественнее полностью сосредоточиться на музыке, сыгранной и спетой весьма достойно.

Оркестр радовал красивейшими ансамблями и соло: выделялись арфистка Людмила Рохлина, флейтист Николай Мохов и особенно пианистка Валерия Румянцева, от которой целиком зависели многие сцены. У Ирины Васильевой, спевшей партию Гувернантки, сложился прекрасный дуэт с Ларисой Шевченко (Экономка). Наибольшее внимание привлек двенадцатилетний дискант Николай Ирви, чье исполнение сложнейшей роли Майлза было вполне на уровне работ его зрелых партнеров. И если постановка не произвела большого впечатления, то усилия артистов и музыкантов можно назвать подвигом: в Москве сыграли тончайшую, крайне сложную и абсолютно английскую по духу оперу.

ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ


12 дек 2006, 22:07
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 45 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB