Текущее время: 14 май 2025, 01:16



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Пасхальный фестиваль 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.newsinfo.ru/static/103448.html

NewsInfo
11-05-05

Пасхальный фестиваль в Москве прошел с аншлагами

Аншлагами сопровождались все 90 концертов Международного Пасхального фестиваля, завершившегося сегодня в Москве. "Окончательно и бесповоротно из московского наш фестиваль перерос в общенациональный", - сказал подводя итоги художественный руководитель традиционного праздника Валерий Гергиев.

По мнению дирижера, нынешний Пасхальный фестиваль был нелегкой марафонской дистанцией, для преодоления которой артистам пришлось вложить немало труда, сообщает ИТАР-ТАСС. "Открывшийся 1 мая в столице смотр, посвященный юбилею Великой Победы и светлому празднику Пасхи, проходил в 19 городах России. В концертах фестиваля участвовала тысяча исполнителей из 30 стран", - сказал Гергиев, подчеркнув, что "артистов всюду встречали овациями".

Более 200 тысяч людей стали свидетелями выступления Объединенного молодежного оркестра стран-участниц Второй мировой войны 9 мая на Поклонной горе. Валерий Гергиев пообещал, что этот оркестр обязательно соберется еще раз. "Во время выступления я видел в глазах молодых музыкантов радость, гордость, их чувство восторга передавалось публике. Каждый из этих артистов, а среди них - посланцы 27 стран - увезет на родину яркие воспоминания о России", - сказал маэстро.

Завершился смотр в Светлановском зале Международного Дома музыки. На закрытии выступили симфонический оркестр, хор и солисты Мариинского театра. Скоро москвичей ожидает новая встреча с артистами из Санкт-Петербурга. С 23 мая по 4 июня в рамках Международного фестиваля "Звезды белых ночей" пройдут обменные гастроли Мариинки в Большом театре.


12 май 2005, 00:22
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.rg.ru/2005/05/12/pasha-festival.html

Российская газета
12 мая 2005 г.

Колокола и фанфары
Вчера завершился IV Московский Пасхальный фестиваль

Весенний музыкальный фестиваль, приуроченный к православной Пасхе и появившийся четыре года назад по инициативе худрука Мариинского театра Валерия Гергиева и столичного мэра Юрия Лужкова, сегодня лишь условно можно называть Московским.

Уже с прошлого года фестиваль раскинул свою концертную афишу по городам центрального региона, а на этот раз Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра полетел осваивать отдаленные территории - Урал и Сибирь.

Маэстро нравится игра слов: подобно тому, как в России есть Патриарх Московский и всея Руси, почему бы и Московскому Пасхальному фестивалю не стать Московским и всея Руси? Во всяком случае, Патриарх Алексий II ежегодно благословляет эти музыкальные пасхальные празднества и в этом году лично приветствовал маэстро в Кремле по случаю его дня рождения, пришедшегося на второй день Пасхи.

Программы фестиваля всегда монументальны: здесь и хоровые программы коллективов разных стран Европы, и колокольные звоны, и выступления именитых солистов, но основную концертную серию составляют, безусловно, выступления оркестра Мариинского театра, известного во всем мире своей мобильностью и безразмерным репертуаром, что позволяет ему выступать практически в ежедневном режиме. Надо заметить, что до появления Пасхального фестиваля в Москве Мариинский оркестр слушали исключительно на Зальцбургском фестивале, в Лондоне или в Карнеги-Холл, в Париже или Филадельфии. Но теперь коллектив "обрусел": регулярно выступает в Москве на Пасху, завязал контакты с Московской филармонией, а в планах маэстро уже освоение глубинок России.

Возможно, поэтому наиболее ударной частью нынешнего Пасхального фестиваля оказалась поездка на Урал и в Сибирь, где в трех городах - Ханты-Мансийске, Челябинске и Екатеринбурге в течение трех дней оркестр дал пять концертов для самой разной аудитории: от учеников, обучающихся в Центре искусств для одаренных детей в Ханты-Мансийске, университетских студентов в Екатеринбурге (к слову, в стенах МГУ в Москве Мариинский оркестр также по традиции дает один концерт в рамках Пасхального фестиваля) до местной бизнес-элиты, съезжавшейся в концертные залы со всего края. Во всяком случае престиж посетить концерт оркестра Гергиева позволили выложить приличные суммы за билеты: в некоторых городах цены доходили до 5000 рублей, но были раскуплены мгновенно.

...Без незапланированных сюрпризов поездка не обошлась. В первые же часы полета обнаружилось, что по метеоусловиям самолет с музыкантами Ханты-Мансийск принять не может, и за несколько часов до концерта оркестр приземлился в совершенно другом городе - в Нижневартовске. Подобная ситуация возникала и в прошлом году, когда автобусы с музыкантами заплутали в лесах Костромской области, и вместо концертного зала оркестр оказался в глухой деревне. На этот раз под контролем губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко, который, конечно, не научился еще, подобно московскому мэру, разгонять тучи над городом, Мариинскому оркестру все-таки удалось виртуозно проскочить в короткий "просвет" непогоды в пункт назначения и отыграть концерт с опозданием лишь в полтора часа. Но "мытарства" не могли не сказаться на состоянии музыкантов, которые после беспрерывных сорокадневных выступлений в Америке, трех концертов в Москве, открывших Пасхальный фестиваль и восемнадцатичасового перелета, естественно, не смогли выдать своей полной формы. Но маэстро удалось "реанимировать" коллектив на "Болеро" Равеля, когда мариинцы, даже ухом не поведя на технические накладки типа шума неотключенного кондиционера завели зал мощной энергетикой tutti и блестящими соло духовых.

Все концерты, которые оркестр играл в городах Урала и Сибири, имели разную программу, составленную из популярной классики: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Прокофьева, Бетховена, вызывавшую неизменную стоячую овацию в зрительном зале. Для Гергиева же, впервые выступившего в Ханты-Мансийске, а в Челябинск попавшего во второй раз в жизни (много лет назад он участвовал здесь в парковом концерте вместе с оркестром Свердловской филармонии), особенно важной была встреча с Екатеринбургом, городом, в котором он дебютировал как дирижер и проработал полгода в отдаленном студенческом возрасте. Лучшие концерты этого турне как раз и состоялись на сцене этой обновившейся после реконструкции Свердловской филармонии. Во время перелета из Екатеринбурга в Москву маэстро Гергиев, резюмируя свои впечатления от поездки, сказал, что фестиваль и дальше будет расширяться по России. "В этом году у нас охвачено 20 регионов. Это огромные организационные усилия: отправить, устроить, принять, накормить, переправить инструменты. Но по реакции публики понятно, насколько нужны им эти концерты. Мариинский театр располагает огромными исполнительскими силами, огромным репертуаром, и мы готовы к сотрудничеству с любыми регионами, где губернаторы, городские власти, директора театров и арт-менеджеры окажутся заинтересованы в поддержании культуры и искусства. Подобные отношения с регионами должны быть для центра нормой".

Ирина Муравьева


13 май 2005, 00:10
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=reviu& ... 0000054330

Газета.GZT.RU
12.05.2005

Победил не воюя
Закончился IV Московский Пасхальный фестиваль

Изображение
Валерий Гергиев (в центре) не добавил ни слова к речам Митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла (слева) и мэра Москвы Юрия Лужкова

Завершившийся фестиваль вновь показал, до какой степени Валерий Гергиев умеет нарушать правила и обманывать ожидания. Не стала исключением и последняя программа: вместо нескольких крупных произведений и пары бисов, как бывало раньше, Гергиев продирижировал только Девятой симфонией Бетховена. Валерий Абисалович также не добавил ни слова к торжественным речам, которые минут на двадцать продлили заключительный концерт.

Открывая Пасхальный фестиваль, Михаил Швыдкой причудливым образом смешал эпохи, найдя "глубокий символический смысл в том, что совпали воскрешение Христово и воскрешение нашей страны, начавшееся шестьдесят лет назад". Ему ответил Юрий Лужков, подчеркнувший в своей заключительной речи, что "по велению Всевышнего наш фестиваль состоялся в дни великих событий". Имеет ли смысл считать те или иные юбилейные торжества великими событиями - вопрос открытый, однако с шестидесятилетием Победы прошедший форум был связан скорее хронологически, нежели концептуально. Возможно, Валерий Гергиев не стал привязывать фестивальную программу к военной тематике, принципиально не желая выбирать самый предсказуемый путь. Другое дело, что как раз в этом году подобное решение было бы во всех отношениях оправданным: выдающихся произведений, связанных с войной, не так уж мало, а более или менее часто среди них звучит лишь Седьмая Шостаковича.

Из всех военных симфоний композитора на фестивале была исполнена именно она - здесь уйти от предсказуемости не удалось. Объединенный молодежный оркестр стран - участниц Второй мировой войны (где оказались даже музыканты из Израиля) под управлением Гергиева взял неоправданно быстрый темп в начале знаменитой "темы нашествия", из-за чего ей не хватило напряжения. Перелом произошел на ее излете: звучание оркестра стало более свободным, жестким, концентрированным. Вновь поразило насыщенностью сочинение, материала которого хватило бы и на три симфонии. Вероятно, музыка Шостаковича станет одним из лейтмотивов следующего Пасхального фестиваля: в будущем году исполнится 100 лет со дня рождения композитора.

Главной же темой прошедшего форума оказались Рахманинов и Бетховен: музыке каждого из них были полностью отданы два первых вечера (в бетховенскую программу, правда, вклинилась "Смерть Клеопатры" Берлиоза). Здесь Валерий Гергиев вновь изменил собственным правилам, обойдясь без масштабных концертов из трех-четырех крупных сочинений разных авторов, которыми запомнились предыдущие фестивали. Подобные программы, приготовленные "на выезд", были с огромным успехом исполнены перед слушателями Ханты-Мансийска, Челябинска и Екатеринбурга. Москва удовольствовалась вечерами меньшего формата, и уж совсем не похоже на Гергиева было ограничить заключительный концерт одной лишь Девятой симфонией Бетховена. Впрочем, это лишь подчеркнуло ее масштаб - скромный на фоне иных симфоний Малера или того же Шостаковича, но абсолютно революционный для своего времени.

В исполнении оркестра Мариинского театра хорошо знакомая симфония прозвучала на удивление свежо; чуть меньше остальных впечатлила третья часть, показавшаяся несколько вялой, зато финал со знаменитой "Одой к радости" дал Валерию Гергиеву все основания вновь чувствовать себя победителем. Удачный ансамбль сложился у солистов, особенно хороши были Ирма Гиголашвили и Злата Булычева, тремя днями раньше исполнившая партию княжны Марьи в "Войне и мире". Две кульминации Пасхального, опера Прокофьева и симфония Бетховена, напомнили об истинно гергиевском размахе, которого немного не хватало в этом году. Зато круглые даты 2006 года, связанные с именами Моцарта, Шумана и Шостаковича, дают основания полагать, что следующий фестиваль не разочарует.

Илья Овчинников


13 май 2005, 00:12
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.vremya.ru/2005/81/10/124789.html

Время новостей N°81
13 мая 2005

Необходимость вызова
Закончился Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева


Изображение

Под шапкой фестиваля, которая стала ему совсем мала (его теперь только записывают «московским», а называют уже «всероссийским»), в Москве и 18 других российских городах прошло 95 симфонических, камерных, хоровых и звонильных концертов и был показан один оперных спектакль. Сам художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев за 11 фестивальных дней сыграл 14 раз. Еще в концертах приняли участие 1000 музыкантов из 31 страны, а симфоническую программу в Москве прослушали 20 тыс. человек.

Взмыленный Мариинский оркестр, который в этом году стал главным героем программы (знаменитых солистов, берущих на себя первые роли, было заметно меньше, чем в предыдущие годы), отыграл сначала три мощных концерта в Москве, потом отбыл в тур по России, висел по нескольку часов в воздухе, пока самолету не давали посадку, приземлялся в Нижневартовске вместо Ханты-Мансийска, тратил по восемь-девять часов времени на ожидание и в перерывах между перелетами и переездами играл в переполненных залах -- по словам самого Гергиева, все концерты во всех городах, от Москвы и до окраин, были проданы.

Ко Дню Победы оркестр вернулся в Москву и закончил программу в не менее ударном стиле, чем начал. В первые и последние дни степень измотанности весьма качественного оркестра на слух была примерно одинаковой. Тем более что открытие и закрытие проходили в одном и том же Доме музыке, где малейшая усталость способна разрастаться до гомерических размеров. Стремительные темпы, качественные краски и чуть шатающийся баланс, артикуляция -- чуть-чуть на грани точности. Эффектные крупные мазки и немного спешки в деталях становятся фирменным стилем оркестра. Что только лишний раз доказывает -- корпорация «Мариинский театр», то есть грандиозная музыкальная машина Гергиева, работает не от фестиваля к фестивалю, не от гастролей к гастролям, а всегда. Проект Московского Пасхального фестиваля просто искусно вычленен из мощного потока гергиевских работ.

Надо отдать должное организаторам, фестивальные концепции, сложенные из призраков двух вызывающе эффектных циклов, были не лишены красоты изначально и прозвучали убедительно. Серия «Все симфонии Рахманинова» (из них в Москве сыграно две -- Первая и Третья, Вторая здесь звучала в прошлом году, а теперь ее сыграли в Екатеринбурге) в сочетании с циклом «Избранные симфонии Бетховена» (Первая, Третья, Седьмая и Девятая) выглядели величественно, хотя и не претендовали на по-настоящему цельное впечатление. Тем не менее некоторые детали и сочинения были хороши (многим особенно понравились Первая и Третья бетховенские симфонии), а фестиваль в целом оказался распластанным между рахманиновским тягучим дыханием и бетховенской остроконечной монументальностью.

В середине поместились раритетный Прокофьев (Сюита «1941 год»), редко звучащий Берлиоз («Смерть Клеопатры», спетая Ольгой Бородиной), эмблематическая Седьмая симфония Шостаковича, праздничный концерт Объединенного молодежного оркестра стран -- участниц войны с туманным будущим, элегантные хоровые программы, занимательный и неровный гала-концерт с участием очаровательной Анны Нетребко, баховские «Страсти по Иоанну» в элегантном исполнении Кельнского камерного хора и ансамбля Collegiun Cartusianum, блистательно техничное соло Николая Цнайдера в скрипичном концерте Брамса.

Финальным аккордом прозвучала Девятая симфония Бетховена, на качестве исполнения которой сказалась неуемная энергия маэстро. Упругие темпы и некоторая неразборчивость Гергиева, желающего сдвинуть горы любой ценой (в данном случае кажется нереальным осилить столь сложную, хрупкую при всей своей мощи, непривычную для оркестра партитуру в акустически тяжелой атмосфере Дома музыки), превратили симфонию в «оду к упорству» -- похвальному, но не всегда радостному. Голоса солистов тонули в оркестровой ткани, а звучание оркестровых групп в свою очередь было старательным и почти точным, но неважно сбалансированным (каждая из групп словно зависала в вакууме).

На прощание к публике обратился мэр Москвы Юрий Лужков, повторивший прошлогодний тезис о том, что фестиваль «широко разлился по всей стране». А митрополит Кирилл рассказал что-то о слиянии энергий и «важных вызовах»: хотя осталось не совсем понятно, нужны эти вызовы или опасны, в целом речь звучала убедительно.

На этом фестиваль закончился, но долго ждать возвращения Валерия Гергиева и Мариинки в Москву не придется. В конце мая труппа Мариинки приедет в Большой театр на гастроли и представит несколько балетных спектаклей и тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга». 23 мая покажут «Баядерку» в четырехактной версии Петипа, 24-го -- программу одноактных балетов: «Свадебку» Брониславы Нижинской в постановке Хоуарда Сайетта, «Этюды» Харалда Ландера на музыку Черни и Reverence Дэвида Доусона. 25 мая балетная программа гастролей завершится «Драгоценностями» Баланчина.

С 31 мая по 4 июня Москва погрузится в атмосферу вагнеровского «Кольца». Осуществлению этого замысла театр посвятил пять лет, на ходу меняя режиссеров. Теперь эту постановку Гергиев явно считает самой принципиальной работой труппы и называет «небесспорной», но «этапной». Действительно, собственной тетралогией обладают немногие оперные театры мира, а Гергиеву свойственно отвечать на вызовы.

Юлия БЕДЕРОВА


13 май 2005, 00:27
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId ... ueId=23402

КоммерсантЪ
№ 85 (№ 3169) от 13.05.2005, ПТ

Ода к усталости
Валерий Гергиев закрыл Пасхальный фестиваль Бетховеном


Изображение
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
По словам мэра Москвы, на Пасхальном фестивале "выдающиеся деятели культуры (Валерий Гергиев — в центре), правительство Москвы (Юрий Лужков, справа) и церковь (митрополит Кирилл, слева) познали цену мира и согласия"

В Большом зале Дома музыки состоялся концерт-закрытие 4-го Московского пасхального фестиваля. Оркестр, солисты и хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнили Девятую симфонию Бетховена со знаменитой "Одой к радости". Рассказывает ВАРЯ Ъ-ТУРОВА.

Четвертый фестиваль оказался в большей степени просветительским, нежели все предыдущие. Из московского фестиваль превратился во всероссийский, а по мнению Валерия Гергиева, так и вовсе стал "общенациональным". Региональная программа действительно поражала воображение – 18 городов, более 90 концертов, бесчисленные перелеты, задержки рейсов, переезды. Казалось бы, как можно одновременно уследить за тремя концертами, происходящими в одно и то же время в трех разных городах страны? Однако и с этой, организационной точки зрения нынешний фестиваль оказался удачнее, чем предыдущие. На пресс-конференции Валерий Гергиев объяснил это так: "Мы в этом году почти полностью сменили команду. Эта оказалась самой лучшей за все годы существования фестиваля. Мы еще никогда так хорошо и дружно не работали". Сверхзадача приуроченного к главному христианскому празднику фестиваля тоже вроде бы выполнена. По крайней мере, мэр Москвы Юрий Лужков остался доволен: "Пасхальный фестиваль точно отражает наше тяготение ко всем тем ценностям, которые предлагает нам церковь. Мы выдающиеся деятели культуры, правительство Москвы и церковь в таком сочетании еще раз познали цену. Мира и согласия".

Пожалуй, за исключением отсутствия декораций в постановке "Войны и мира" (см. Ъ от 11 мая), никаких особенных срывов не произошло. Звезда Мариинки Анна Нетребко оказалась главной героиней фестиваля – в "Войне и мире". Кроме нее, не хотелось обращать внимание ни на что – ни на голую сцену, ни на проблемы с акустикой. На следующий день она спела в Большом зале консерватории на гала-концерте, посвященном Дню Победы. Ее исполнение "Вальса Джульетты" из оперы Шарля Гуно "Ромео и Джульетта" было лучшим номером не только концерта, но и, возможно, всего фестиваля.

Тем не менее вряд ли по одной солистке можно судить о фестивале. А состав солистов и программа оказались все-таки менее интересными, чем в предыдущие годы. Вместе с Объединенным молодежным оркестром стран–участниц второй мировой войны скрипичный концерт Чайковского попробовал сыграть молодой скрипач Евгений Угорский. Его ученическая манера игры очевидно не рифмовалась с дирижерской мощью стоящего рядом Валерия Гергиева. А если вспомнить, что не так давно на фестивале выступал почти столь же молодой и куда более интересный скрипач Михаил Овруцкий, приглашение Евгения Угорского вызывает изумление. Мысль объединить страны–участницы второй мировой войны в симфонический оркестр могла бы стать находкой фестиваля, но воплощение оказалось на порядок ниже самой идеи. В Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича оркестр звучал неоднородно, неточно и сыро.

Много ставок делали на знаменитого скрипача Николая Цнайдера, но он исполнил концерт Брамса вполне ординарно. "Страсти по Иоанну" Баха в версии Кельнского камерного хора и оркестра старинных инструментов Collegium Cartusianum с дирижером Петером Нойманном представили крепкую, качественную школу аутентичного исполнительства. Хоровая программа порадовала грузинским хором "Мдзлевари", хором "Великие голоса Болгарии" и Брянским академическим хором.

Самой уязвимой оказалась симфоническая программа фестиваля. В этот раз Валерий Гергиев представил нечетные симфонии Рахманинова и Бетховена. Как ни странно, из Рахманинова маэстро будто пытался сделать Бетховена, и наоборот. В симфониях русского лирика вместо тонкости и пронзительности на первый план вышли масштабность, грандиозность и пафос. В то время как именно этих качеств отчаянно не хватало в исполнении симфоний венского классика. Сыгранная на закрытии Девятая симфония со знаменитой "Одой к радости" прозвучала с явной нехваткой энергии, музыканты играли словно на последнем издыхании. Особенно много претензий к валторнам, которые неточной игрой в третьей части свели на нет усилия остальных оркестрантов. Конечно, учитывая количество концертов, сыгранных оркестром на фестивале, можно найти этому объяснение – усталость. При всех бесспорных достоинствах дирижера Гергиева количество все-таки перешло в качество.


13 май 2005, 08:51
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.ng.ru/culture/2005-05-13/12_ancor.html

Независимая газета
# 92 (3488) 13 мая 2005 г.

АНКОР, ЕЩЕ АНКОР!
Гергиев попытался объять необъятную

Девятнадцать российских городов, включая Москву и Питер, стали причастными в нынешнем мае к Московскому Пасхальному фестивалю. Проект Валерия Гергиева, которого молва уже окрестила «худруком всея Руси», проходил в этом году в Пасхальную неделю в четвертый раз. Оркестр, хор и солисты Мариинского театра работали, кажется, круглосуточно. Но чтобы воплотить в жизнь столь глобальную идею на уровне, соответствующем ее масштабу – а программы концертов, как и города, в которых они проводились, менялись ежедневно, – нужны не только физическая выносливость и неправдоподобный профессионализм, необходимо, чтобы в сутках было по меньшей мере 48 часов. И того не хватит. И не хватило, судя по тому, в какой физической и музыкальной форме пришел к финалу фестиваля коллектив Мариинки.

Конечно, Пасхальный фестиваль – это еще и Звонильная неделя, в течение которой в храмах Москвы и других городов свое искусство демонстрировали лучшие звонари России, и фестиваль хоровых коллективов. Нынешний был отмечен ярким событием – выступлением юношеского хора «Мдзлевари», что в переводе с грузинского – «пение птиц». Название как нельзя лучше соответствует искусству грузинских певчих, очаровавших чистотой, яркостью и мягкостью тембров и подаривших радость от общения с традицией, которая продолжается в новых поколениях.

Но если говорить об академической составляющей фестиваля, то самым заметным событием здесь стало исполнение «Страстей по Иоанну» Баха, которые представили немецкие музыканты – Кельнский камерный хор, оркестр старинных инструментов Collegium Cartusianum под управлением Петера Нойманна и целый ряд солистов, из которых особенно хорош был в партии рассказчика-евангелиста тенор Маркус Брутчер. Основная же часть выступлений была осуществлена силами Мариинского театра. Валерий Гергиев решил на этот раз представить сразу несколько музыкальных линий, главными из которых стали цикл из нечетных бетховенских симфоний и симфоний и «Колоколов» Сергея Рахманинова. Мариинка привезла и показала на сцене Театра Российской армии постановку оперы Прокофьева «Война и мир» (в режиссерской версии Андрея Кончаловского 2000 года): правда, практически без декораций. Однако сценический минимализм, на мой взгляд, даже придавал спектаклю определенный шарм, акцентируя внимание на игре актеров, из коих пальму первенства держала Анна Нетребко: партия Наташи Ростовой – одна из самых убедительных ее работ.

Фестиваль, так получилось, был приурочен к 60-летию Победы, но Гергиев не ставил себе цели сконцентрироваться на соответствующей тематике, хотя и «обыграл» образ международного единства, собрав молодежный оркестр стран – участниц Второй мировой. Молодые музыканты сыграли на фестивале дважды: в Большом зале консерватории и, что характерно, на Поклонной горе. Исполненная в Большом зале «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича опять же отвечала военной теме – как известно, это сочинение звучало в блокадном Ленинграде. Но единство было продемонстрировано лишь чисто внешнее: и партитура сложна, и новому творческому организму необходимо время и многие часы репетиций, чтобы зазвучать.

Репетиций явно не хватало и Мариинке. Небрежность, с которой прозвучали многие произведения, не могла не огорчать: мы привыкли, что Мариинский коллектив – это залог качества, а качество получилось только на первых концертах, под конец же фестиваля неловко было становиться свидетелем неудач вконец измученных музыкантов.

Одним из самых обескураживающих стало выступление оркестра 10 мая в Большом зале консерватории при участии известного скрипача Николая Цнайдера, чье профессиональное реноме, как, собственно, и коллектива Мариинского театра, до сих пор вряд ли можно было подвергнуть сомнению. Однако музыканты вышли на сцену не в лучшей форме. Проблемы, возникшие при исполнении скрипичного концерта Брамса, сузились до таких в прямом смысле слова ученических, как поиск чистой интонации (которая так и не была найдена) и точек опоры для совместного музицирования. А в Седьмой симфонии Бетховена Гергиев был так эмоционален и напорист, что оркестр за ним не успевал. Части, казалось, шли в одном темпе: четыре разножанровых – не говоря уже об образности и смысле – раздела симфонии пролетели как один. Создавалось ощущение, что музыканты не очень хорошо представляют себе партитуру: все ансамблевые и сольные места игрались с налета, без продуманной фразировки, без вслушивания в партии партнеров, баланс в оркестре сильно хромал, медные духовые давали осечку за осечкой. К сожалению, это повторилось и на закрытии фестиваля – 11 мая в Доме музыки при исполнении Девятой симфонии Бетховена. Знаменитое «полетное» Скерцо хромало от неотточенного стаккато, медленная часть расползалась, контрастность, задуманная в ней Бетховеном, была смазана из-за неловко взятых темпов, а исполнение финала похоронило все надежды на то, что миллионы все-таки обнимутся: под крик солистов, хора и оркестра вряд ли это могло бы произойти.

Валерий Гергиев назвал нынешний Пасхальный «марафонной дистанцией». Однако в отличие от марафона смысл фестиваля не ограничивается только лишь преодолением расстояний и преград. Маэстро сослался на сбой в концертной жизни, происшедший при неудачной посадке оркестра в Ханты-Мансийске, когда коллектив потерял около 8 часов времени. Можно только посочувствовать музыкантам, которые, думаю, многое пережили за эти дни. И не их вина, что порой качество страдало. Гергиев сам признает, что коллективу бывает с ним трудно, так, может быть, стоит подумать и о людях? И о тех, которые приходят слушать, и о тех, с которыми работаешь. При попытке объять необъятное, пусть и успешной с внешней стороны, попытке везде успеть и всех удивить теряется то, ради чего, собственно, проект был задуман. Теряется его внутренняя наполненность. И несмотря на то, что на каждом концерте фестиваля были аншлаги, не стоит спешить с почиванием на лаврах и тешить себя самим фактом успешной продажи билетов. Репутация долго и упорно завоевывается и не пропадает за один неудачный концерт, но когда суета и гонка становятся принципом, это сложно не заметить. Не только профессионалам, но и той публике, которая пока верит, что Гергиев и Мариинка – это то, что стоит выбирать.

Анна Ветхова


13 май 2005, 08:52
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.mn.ru/issue.php?2005-18-35

Московские новости
№18 за 2005 год (13.05.2005)

На почтительном расстоянии от удачи
Завершился московский Пасхальный фестиваль Гергиева. Начинается фестиваль Детского фонда Спивакова

В четвертый раз пасхальные празднества и фестиваль Валерия Гергиева сливаются в единое целое и превращаются в масштабное событие, отголоски которого от Москвы разносятся во всей стране, охватывая 20 точек на карте России. Основная составляющая фестиваля, конечно, симфоническая, где главные действующие лица Гергиев и Мариинский театр.

За одиннадцать дней дирижер дал четырнадцать концертов. Этот музыкант умеет пренебрегать законами времени и пространства. Заниматься сразу десятком дел или исполнить два концерта в один день в разных частях света для него - дело привычное. С 1996 года Гергиев - художественный руководитель и директор Мариинки, но ему тесны рамки одного, даже лучшего оперного театра страны. Его имя встречается на афишах крупнейших городов мира. Непокоренными (пока) остаются лишь Арктика, Антарктика и Африка.

Гергиев - инициатор и художественный руководитель множества международных фестивалей. Однако Московский пасхальный, пожалуй, для него главный. Дирижер освободил его от национально-теологических табу. В программах концертов уже не доминирует русская музыка. С сочинениями Рахманинова, Чайковского, Прокофьева соседствуют произведения Баха, Берлиоза, Бетховена.

О ком звонят колокола

Фестивальная форма осталась прежней. По сути, это московские гастроли мариинских артистов с привлечением ярких солистов, с которыми маэстро часто выступает по всему миру. На этот раз новых имен на фестивальной афише не появилось. Все хорошо знакомые лица - меццо-сопрано Ольга Бородина и сопрано Анна Нетребко, альтист Юрий Башмет, скрипач Николай Цнайдер.

Московская публика влюблена в Гергиева, готова прощать ему все. Мариинка только что вернулась с больших американских гастролей, и артистам явно не хватило времени на отдых и репетиции. "Колокола" и Первая симфония Рахманинова в тяжелой акустике Большого зала Дома музыки превратились в сплошные децибелы, усугубленные плохим пением не самых лучших солистов Мариинки. Стоит заметить, что фестивалю в принципе не стоило бы представать таким пестрым, стремясь к внешней масштабности. Размахом Москву удивить трудно, а вот качеством...

Но как только в следующем концерте на сцене Большого зала консерватории появилась феноменальная Ольга Бородина, фестиваль начал обретать верную тональность. Между двумя бетховенскими симфониями она спела партию умирающей царицы в "Смерти Клеопатры" Берлиоза. Ее исполнение было полно покоя и величия. Бородина второй раз появляется на Пасхальном фестивале. И всякий раз в "эпизоде". Между тем московская публика заслуживает услышать певицу в чем-то более значительном.

Много ожиданий было связано со "Страстями по Иоанну" Баха в исполнении музыкантов из Кельна - камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum под управлением Петера Нойманна. Немцы представили никогда не звучавшую в России вторую, авторскую версию "Страстей". Как оно часто бывает, ожидания превзошли реальность. При вполне качественном звучании хора и оркестра, пение солистов (особенно женщин) находилось на почтительном расстоянии от удачи. Впрочем, московская публика показала образец гостеприимства, устроив такую грандиозную овацию, что гастролеры с удовольствием бисировали финал, ради чего даже солисты заняли место в хоре.

Анна Нетребко спасает мир

Ключевым событием фестиваля стала поставленная в Мариинке Андреем Кончаловским опера Прокофьева "Война и мир", хотя декорации спектакля до Москвы не доехали, да и иные элементы сценографии Георгия Цыпина в гастрольных условиях реализовать не удалось. Знаменитый спектакль 2000 года, который уже видело полмира, до Москвы добрался в виде костюмированного концерта. Но зрелище сохранило свое главное достоинство - Анну Нетребко в роли Наташи Ростовой, царившую в "мире". При том, что Андрею Болконскому (Владимир Мороз) катастрофически не доставало аристократизма и выразительности пения. Иные солисты (а для "Войны и мира" их требуется больше полусотни) и вовсе демонстрировали "походный" вокал без изысков, нередко даже мимо нот.

Великолепен в мирной части был и оркестр Валерия Гергиева - мягкий, чувственный, чуткий. А вот в "войне" человеческие эмоции были погребены в бесконечных войсковых перестроениях и однообразно громком оркестровом звучании. Но по окончании спектакля зрители все равно ринулись к сцене, чтобы поближе увидеть Наташу - Нетребко. На следующей день певица стала звездой гала-концерта, исполнив всего два номера и доведя зал до экстаза. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми от восторга потерял дипломатическую сдержанность. Если бы переговоры о спорных островах вела Анна Нетребко, Россия наверняка не знала бы никаких проблем.

Фестивальный марафон завершило исполнение Девятой симфонии Бетховена. Расставание с Мариинкой будет недолгим. С 23 мая по 4 июня петербуржцы выступят на сцене Большого театра. В афише гастролей три балетных вечера - "Баядерка", программа одноактных балетов ("Свадебка", "Этюды", Reverence), "Драгоценности", а также тетралогия Вагнера "Кольцо нибелунга", которая в Москве будет представлена впервые.

Мария Бабалова


13 май 2005, 09:11
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.radiomayak.ru/culture/05/05/12/36572.html

Радио Маяк
2005/12/05

"Звезды белых ночей" сменяют Пасхальный фестиваль

Заканчивает свою работу IV Московский пасхальный фестиваль, посвященный 60-летию Великой Победы. С 1 по 11 мая в Москве и 19 городах России в его рамках состоялось 95 концертов, и, несмотря на праздничные дни, все концерты прошли с аншлагами. Итоги фестиваля подводит инициатор его создания, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

Гергиев: С одной стороны, я очень рад, что фестиваль заканчивается, потому что марафонская дистанция - нелегкий труд для всего коллектива и для меня тоже. Мы летали по Сибири и не могли сесть в Ханты-Мансийске, из-за чего начались наши проблемы по передвижению. Мы должны были выступать в Ханты-Мансийске немедленно, но просидели там часа три. В Нижневартовске тоже очень трудно садились. Так что, не всегда были только розы. Мы сыграли не только все концерты, но дали еще и дополнительные, настолько большим был интерес в регионах. В Екатеринбурге дали два концерта, и я очень рад, что мы выступали перед студенчеством и профессурой. Особенно мне запомнилось общение с одаренными детьми в Ханты-Мансийске. Шестьсот, если я не ошибаюсь, детей, переполненный зал в изумительном центре для одаренных детей. Просто изумительно! Я думаю, это должен видеть не только приезжающий коллектив Мариинского театра, но и весь мир.

В рамках международного фестиваля "Звезды белых ночей" с 23 мая по 4 июня Мариинский театр представит в Москве на сцене Большого три балетных вечера и тетралогию Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга". К восприятию этого произведения, по словам Гергиева, российская публика вполне готова.

Гергиев: Вы знаете, мне это очень интересно. Я думаю, что наша российская вагнериана - это довольно крупное влияние. Просто это прервалось лет на сто, а потом пошло дальше. Мы это сделали. Нас за это можно ругать, но пока, кроме нас, этого никто не смог сделать. Вы увидите, безусловно, не обычную и, безусловно, не бесспорную очень крупную работу коллектива, которой были посвящены, как минимум, пять лет напряженного труда. Да и балетная труппа покажет вам кое-что интересное.

В заключение Валерий Гергиев поделился своими мыслями по поводу программы Пасхального фестиваля в следующем году.

Гергиев: Настолько огромен этот, что я еще даже не начал думать о программе следующего. Но я думаю, что мы не боимся Баха и Бетховена, также мы не боимся и музыки русских композиторов. Если мы почувствуем еще большую уверенность, может быть, будем смелее давать современные произведения. Хотя это должны быть произведения достаточно высокого качества и произведения наших композиторов. Я думаю, что следующий фестиваль будет связан с творчеством Шостаковича в любом случае, потому что в 2006 году его столетие. Но чтобы не перекормить слушателей его музыкой, мы, возможно, пойдем по пути "Шостакович и его время", как мы в свое время сделали с Римским-Корсаковым. Мне кажется, это было интересно.

Итак, 13-ый Международный фестиваль "Звезды белых ночей" пройдет с 27 мая по 17 июля в Петербурге и Москве. А на его открытии Мариинский театр представит премьеру оперы Вагнера "Тристан и Изольда".

Федор Дмитриев


13 май 2005, 09:14
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.izvestia.ru/culture/article1747478

Известия
13.05.05

ОН СКАЗАЛ, ЧТО ЕЩЕ ВЕРНЕТСЯ

Исполнением Девятой симфонии Бетховена завершился IV Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. Прощание с маэстро и его коллективом прошло без надрыва: уже через десять дней Мариинский театр вновь вернется в Москву и в рамках обменных гастролей с Большим покажет на его сцене несколько своих балетов и эпохальную постановку "Кольца нибелунга" Вагнера.

Одним из печальных итогов Пасхального фестиваля стала констатация того факта, что акустика Дома музыки по-прежнему, даже после установки органа, не проста для исполнителя. Особенно если исполнитель - как Гергиев, например - профессионализму своих музыкантов доверяет больше, чем часам репетиций. Как назло, именно там прошли два самых сложносоставных концерта фестиваля - открытие с рахманиновскими "Колоколами" и закрытие с бетховенской Девятой симфонией, которая помимо громадного количества задействованного в ней народу отличается еще и очень трудным музыкальным текстом. С налету, да еще в непривычных акустических условиях такой не сыграешь. Вся она получилась у Гергиева какая-то лохматая и непричесанная и явно уступала той Девятой, которую в этом же зале спокойно и без претензий исполнил в минувшем сезоне с оркестром Спивакова Джеймс Конлон.

Вообще же бетховенская тема, бывшая одной из главных на этом фестивале, принесла много самых разных неожиданностей - от не по-гергиевски ясной, детально осмысленной архитектоники Первой и Третьей симфоний до уморительного финала Седьмой, где маэстро остервенело гнал свой оркестр, будто стадо скакунов.

Другой важной фестивальной темой традиционно оставался Бах, которого, правда, в этом году было обидно мало - всего один концерт, но зато уж тут ни о какой лохматой непричесанности не могло быть и речи. "Страсти по Иоанну", причем в неизвестной у нас второй авторской версии 1725 года (большая жалость - в ней нет знаменитого вступительного хора), нам привезли крупные специалисты из Кельна - камерный хор и оркестр старинных инструментов Collegium Cartusianum под управлением темпераментного Петера Ноймана. Их исполнение не отличало то удивительное полудомашнее обаяние, которым в прошлом году покорил пасхальную публику Филипп Херревеге, исполнивший со своим знаменитым коллективом баховские "Страсти по Матфею". Кельнский Бах с ангельски безмятежным тенором Маркуса Брутчера в центральной партии Евангелиста и мужественным Йорком Феликсом Шпеером в партии Иисуса был официальнее, концертнее и, скажем так, удаленнее от слушателя. От него не исходило ощущение религиозной сопричастности к рассказываемой евангельской истории, вместо этого предлагался очень грамотно, с хорошим чувством меры и вкуса сделанный аутентичный продукт, что тоже, кстати, в нашей музыкальной ситуации - вещь редчайшая.

И третьей запоминающейся темой прошедшего фестиваля оказалась молодая примадонна Анна Нетребко, которая при некотором дефиците в этом году солистов (обошлись несколькими проверенными, вроде молодого датского скрипача Николая Цнайдера, элегантно сыгравшего в один из последних дней фестиваля Скрипичный концерт Брамса), стала главной любимицей публики и на все сто процентов доказала свою примадоннистость - сначала в мариинском спектакле "Война и мир", потом на гала-концерте 9 мая. Она была вовсе не глянцевой красавицей с хорошим пиаром (как иногда кажется, глядя на ее зарубежные успехи), а заводной, живой, артистичной, потрясающе музыкальной и очень честно отрабатывающей свою славу певицей.

Сочетание в этом году Пасхи и Победы придало, конечно, фестивальной программе некоторую вымученность. В следующий раз все должно быть проще и естественнее - ведь в 2006 году отмечается 100-летие Шостаковича.

Екатерина БИРЮКОВА


13 май 2005, 22:20
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25
Сообщения: 1153
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Artic ... _2619.html

Итоги
No. 20 (466)
18 мая 2005

Когда музы не молчат...
Завершился четвертый Московский Пасхальный фестиваль

Изображение
Пасхальный фестиваль многолик. В программе и парад колоколов, и хоровая программа, и "героические" симфонии. А заведует всем этим один человек - экстравагантный Валерий Гергиев
(Фото: Николай Галкин)


Двух одинаковых пасхальных фестивалей не бывает. Если на Зальцбургском приоритет высокой классики очевиден, то на Хэмпширском гостей ждут традиционная шотландская волынка, ярмарки и перформансы. Каков же Пасхальный у нас в России, где даже "секулярный" государь Петр Алексеич - и тот в Великий пост пел на клиросе басом?

Прежде всего это большие музыкальные смотрины. Мариинский театр, поднявшийся в 90-е на "Белых ночах" и собирающий орды музыкальных туристов, импортирует свой успех в южную столицу. Маэстро Гергиев дарит нам свое детище, вобравшее и русскую патриархальность, и европейский лоск, и отголоски советских праздников. Четвертый фестиваль любопытен уже тем, что пасхальные мотивы рифмуются в нем с советской героикой. Ведь по воле календаря Светлая седмица плавно перетекла в День Победы. Правда, выстроить программу так, чтобы впрячь в нее коня и трепетную лань, непросто. Но на то есть Валерий Гергиев с его непредсказуемостью и умением работать легко и триумфально, в стиле "пришел, увидел, организовал".

Открытие 1 мая в ММДМ было внушительным. Кое-какие штрихи в поведении маэстро не могли не порадовать любителей эксцентрики. Гергиев не щеголял в бейсболке, как два года назад, зато дирижировал палочкой, напоминавшей зубочистку. Руки же, которыми маэстро дробил ритм чуть ли не до тридцать вторых долей, творили чудеса. Неистовая гергиевская энергетика передавалась музыкантам словно по электрической цепи и в рахманиновских "Колоколах", написанных по мотивам жутковато-мистической поэмы Эдгара По "Колокольчики и колокола", и в его же Симфонии N 1.

Изюмом в пасхальном куличе, который состряпал Гергиев для Москвы, были, конечно же, громокипящая постановка "Войны и мира" и ожидаемые с особым вожделением "Страсти по Иоанну" в исполнении Кельнского камерного хора и Оркестра старинных инструментов Collegium Cartusianum.

Прокофьевская "Война и мир" явно служила программным столпом фестиваля. Сказать, что Нетребко в роли Наташи была убедительна - значит не сказать ничего. Недаром она была растиражирована в европейском "глянце". Как знать, может быть, через год-другой бомонд станет вспоминать партию Наташи, исполненную примадонной в Театре Российской армии, как пик ее карьеры. Такой эмоциональной убедительности, такой точности в оттенках, кажется, не ожидали от певицы даже самые преданные поклонники. Если критики напишут, что Нетребко держала на себе весь спектакль, то будут совершенно правы. Любопытно обилие массовки, сообщающее спектаклю поистине бондарчуковский размах. Как-никак из тысячи участников "Пасхального" четыреста оказались заняты именно в "Войне и мире". Перед зрителем сновали и стояли навытяжку крестьянки в кокошниках, слуги с подсвечниками, дворники и крестьяне, вооруженные отнюдь не метафорической дубиной народной войны. В общем, Россия разыгрывала самое себя в лицах. Но, проникаясь замыслом, понимаешь: эпический максимализм оправдан. Кончаловский здесь, как и в кино, стремился подтвердить звание режиссера голливудского масштаба. Ведь "Война и мир" в скромной постановке такая же нелепица, как, к примеру, миниатюрный небоскреб.

Баховские "Страсти по Иоанну" в расширенной версии 1725 года исполнялись впервые. Это настоящий дар для столичного меломана, не избалованного качественным исполнением немецкого гения. Неудивительно, что среди публики в БЗК наблюдались особы весьма известные, от протоиерея Всеволода Чаплина до американского посла Александра Вершбоу. А между Сциллой и Харибдой лавировал историк Эдвард Радзинский. Нет, что ни говори, искусство объединяет людей. В версии Петера Нойманна знаменитый пассион приобрел некоторые черты музыки романтиков (видимо, сказывалась работа с другим хором - Kartauserkantorei). Каждая нота властно заявляла о себе, и хор порой с трудом прорывался сквозь плотную звуковую завесу. Что ж, на все воля интерпретатораЙ

Хорош были и парад московских колоколов ("Звонильная неделя"), завершившийся 9 мая Большим Звоном, в котором участвовало 67 (!) храмов одновременно. А хоры из России, Украины, Болгарии и Грузии развернули перед меломанами весь спектр средневекового духовного исполнительства. "Героическая" же тема программы, посвященная 60-летию Победы, достойна особого упоминания. Кое-кто из ревнителей идеологии смутился было присутствием немецкой музыки в лице Бетховена. Но Гергиев еще на пресс-конференции заявил: сегодня бояться следует не Бетховена и Вагнера, а бескультурья. И программа, надо сказать, весьма способствовала борьбе с суевериями. Например, Третья ("Героическая") симфония, первоначально посвященная Бетховеном Наполеону, на фоне прокофьевской саги смотрелась изящным контрапунктом. Для пущего эффекта стоило бы исполнить оба шедевра в один фестивальный день в разных залах. Тогда тени двух великих полководцев, возможно, встретились бы в консерваторских кулуарах. Правда, маэстро Гергиеву в этом случае пришлось бы раздвоиться, что при его энергии не кажется столь уж невозможным.

Евгений Белжеларский


19 май 2005, 09:43
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB