 |
|
Текущее время: 18 июн 2025, 02:26
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Концертный зал Мариинского театра
Автор |
Сообщение |
Карина
Корифей
Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25 Сообщения: 1153 Откуда: Санкт-Петербург
|
http://www.nv.vspb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=262206274
Невское время
/ 11.01.2007 /
ГЕРГИЕВ СМЕНИЛ ОРКЕСТРОВУЮ ЯМУ НА СЦЕНУ
В новом зале Мариинского театра состоялось концертное исполнение оперы Берлиоза "Бенвенуто Челлини"
Концертный зал, или "третья сцена" Мариинского театра, был официально открыт еще 29 ноября прошлого года. И с декабря на ней в тестовом режиме проходят концерты. Билеты в продажу не поступают, приглашения распространяются между сотрудниками, представителями интеллигенции и студентами.
Новая концертная площадка будет "обкатываться" еще более месяца - исполнителям надо приноровиться к новым возможностям, вариантам конфигурации сцены. Тем временем в таком "полузакрытом" режиме в концертном зале уже выступает оркестр под управлением Валерия Гергиева, готовятся премьеры и вводится новый репертуар.
На темно-красной программке концертного зала гордо значится "Первый сезон". Слушатели уже гуляют по светлым просторным фойе с чудо-люстрой из пузырьков, не работающими пока фонтанами, работающими буфетами и часами загадочной конструкции. Нелакированные деревянные стены зала состоят будто из кирпичиков, через один торчащих в сторону.
Во вторник в концертном зале прозвучала опера Гектора Берлиоза "Бенвенуто Челлини". Ранее мариинцы не раз исполняли ее в концертном варианте за границей, но сейчас прошла петербургская премьера.
Вступительное слово об истории музыки Берлиоза и ее восприятии сказал известный музыковед Леонид Гаккель. На фоне уже звучащих похвал в адрес акустики зала было довольно странно слышать от зрителей, что им не слышно речи профессора. Но стоило только заиграть оркестру Валерия Гергиева, как стало ясно, что в таком качестве звука мы его еще не слышали. Еще бы: горожане и гости города привыкли слушать выступления прославленного коллектива из оркестровой ямы перед сценой театра. Теперь же оркестр играл главенствующую роль.
Показать всю красоту возможностей на таком сложном произведении, как мало кому известная опера Берлиоза "Бенвенуто Челлини", - задача не из легких. Это не простая музыка с запоминающимися лейтмотивами, солисты поют на неудобном для себя французском языке, да и длина произведения - для концертного варианта - довольно велика. Все-таки три отделения в отсутствие театрального действия могли ввести в заблуждение кого угодно: персонажей много, кто есть кто - непонятно, предполагается много движения, которого пока не видно, но которое должно позволить следить за развитием сюжета.
Тем не менее порадовали красивые инструментальные соло тубы, арф, виолончелей, сильный и звонкий голос солистки Анастасии Калагиной, исполнявшей главную женскую партию - Терезы, содержавшее яркий образ и характер пение народного артиста России Геннадия Беззубенкова и даже кокетливое соло - не по роли мальчика-ученика - Златы Булычевой.
И все же пока это "черновой вариант". Мариинский театр готовит оперу к одному из грядущих фестивалей, когда она уже предстанет во всей красе.
Алина ЦИОПА
|
12 янв 2007, 00:49 |
|
 |
Карина
Корифей
Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25 Сообщения: 1153 Откуда: Санкт-Петербург
|
http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic ... /12/118835
Ведомости
12.01.2007, №3 (1777)
Не склад, но звук Мариинка занимается аудиоподготовкой
Мариинский концертный зал, или Мариинка-3, с помпой открывшийся в конце осени в присутствии первых лиц государства, открыл двери для публики: Валерий Гергиев и артисты Мариинского театра представили две программы — симфоническую и оперную. Пока что театр осваивает акустику нового зала. Она превосходна.
От основного здания театра до нового концертного зала в буквальном смысле подать рукой — оркестранты успевают добежать с одной репетиции на другую за две минуты. Здание, выглядывающее из-за угла на улице Декабристов, первоначально служило Мариинке складским помещением, но после знаменитого пожара, произошедшего три года назад и превратившего в пепел буквально все, что находилось внутри, Валерий Гергиев нашел для него новое предназначение.
Поскольку театр отводит концертным программам в своей жизни места не меньше, чем собственно театральным, то было решено превратить его в ультрасовременный концертный комплекс, где возможно было бы проведение не только симфонических программ, но и спектаклей (в модном сейчас формате semi-staged performances, т. е. полусценических представлений), симпозиумов и конгрессов.
Первой и главной задачей Гергиева была акустика, обеспечить которую должен был ведущий японский специалист в этой области Ясухито Тойота. Надо признать, что просторный зал вместимостью 1100 мест, обитый светлым деревом с ребристыми узорами на стенах (которые, как утверждают специалисты, оказывают решающее воздействие на распределение звука по разным частям зала) и минималистским декором, “звучит” превосходно — чистота и полетность звука, тончайшие тембровые градации, которые с одинаковой четкостью можно различать сидя и в партере, и на самой галерке, и мощный резонанс каждого аккорда принадлежат к числу его неоспоримых достоинств.
Официально здание еще не сдано в эксплуатацию, и на первые концерты билеты не продавались, а распространялись бесплатно среди постоянных слушателей Мариинки — в зале и фойе еще чувствуется запах опилок и клея, на верхних ярусах заметна строительная пыль, но в целом здание уже производит хорошее впечатление.
Первые полгода, как утверждает Валерий Гергиев, артисты будут осваивать акустику, пробовать разные варианты рассадки оркестра и искать наилучший баланс — например, на концертном исполнении оперы Берлиоза “Бенвенуто Челлини” солистов-вокалистов посадили сзади оркестра (вследствие чего акустическая картина получилась неоднозначной), а хор — в амфитеатре позади сцены. Далее же должна начаться планомерная деятельность новой площадки, и планы Гергиева в ее отношении, как всегда, наполеоновские: цикл всех симфоний Малера и Бетховена, моцартовские концерты, гастроли крупнейших солистов (в частности, обещают Вадима Репина, Николая Цнайдера, Евгения Кисина) и, конечно же, регулярные выступления самого Гергиева.
Музыканты “со стороны” выражают надежды, что новый концертный зал будет доступен и для арендных выступлений, а не останется неприкосновенной мариинской собственностью: как известно, спрос на хорошие в акустическом отношении площадки всегда большой.
Михаил Фихтенгольц
|
12 янв 2007, 11:48 |
|
 |
Карина
Корифей
Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25 Сообщения: 1153 Откуда: Санкт-Петербург
|
http://www.gzt.ru/culture/2007/01/11/220003.html
Берлиоз без плинтусов Валерий Гергиев открыл новый концертный зал Мариинского театра Исполнением красочной трехактной оперы Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини»
Мариинский театр в лице Валерия Гергиева возвестил миру, что новый концертный зал, выстроенный на месте сгоревших театральных мастерских на улице Писарева, готов принять всемирно известных музыкантов.
Еще в конце ноября состоялось официальное открытие - правда, в закрытом режиме. На этом «закрытом открытии» побывали спонсоры, крупные сановники, городская элита, а также избранные журналисты - главным образом иностранные. Даже Владимир Путин заглянул перед концертом в зал на четверть часика: прослушал увертюру к «Силе судьбы» Верди, познакомился с детьми маэстро Гергиева и отбыл восвояси.
Зал действительно получился неплохой. Его акустические свойства поистине потрясающие: слышно каждый инструмент оркестра в отдельности. Акустическую модель зала разрабатывал сам Ясухиса Тойота - главный специалист в этой области в мире. Архитектурный проект француза Ксавье Фабра, с первых же дней работавшего в тесном контакте с Тойотой, учитывал все пожелания акустика.
Валерий Гергиев уже объявил программу работы зала на текущий год: будет проведен фестиваль Берлиоза, будут сыграны все симфонии Малера и все оркестровые сочинения Бетховена, пройдет цикл концертов из сочинений Стравинского и Сибелиуса. На первом же концерте в новом году прозвучали Первая и Третья симфонии Бетховена. А на следующий день - пышная опера Берлиоза «Бенвенуто Челлини», повествующая об эпизоде из жизни великого скульптора - гуляки праздного и мота, но человека поистине великих страстей. Выбор произведения вполне объясним: во-первых, сам Гергиев чем-то напоминает по типу личности Бенвенуто Челлини. Во-вторых, музыка Берлиоза - пафосная, ярко драматичная, насыщенная громокипящими оркестровыми эффектами, - идеально подходит дирижерскому дарованию Гергиева. К тому же Берлиоз, при жизни гораздо более знаменитый как дирижер, а не как композитор, дважды приезжал в Петербург с концертами. Так что фестиваль, посвященный его музыке, кажется мероприятием логичным и обоснованным.
Одно пока неясно: зал официально еще не сдан госкомиссии. Поэтому билеты пока не продаются, публика - сплошь приглашенная, нанять постоянный штат сотрудников театр не имеет права. На первый концерт попали VIP-гости, второй был посвящен строителям здания, на третий пригласили консерваторскую профессуру, студентов и музыкальную общественность. Здесь уже выступали такие звездные музыканты, как Вадим Репин и Максим Венгеров, пианист китайского происхождения Ланг Ланг и Ефим Бронфман. Между тем недоделок много: это признал и архитектор здания Ксавье Фабр, пройдясь по служебным помещениям и обнаружив, что даже не все плинтусы положены. Зал был выстроен в рекордно короткие сроки. Строители заменяли дорогие материалы более дешевыми, нанимали низкопрофессиональных рабочих, и в результате фойе зала напоминает скорее сельский клуб или дом культуры средней руки. Внутри зала, правда, все сделано в точном соответствии с авторским проектом: тут уж Фабр стоял насмерть, да к тому же деревянный декор стен имеет и акустическую функцию. Стены зала, оплетенные палевыми деревянными панелями, резонируют так, что кажется, будто находишься внутри огромной скрипки. Кресла располагаются вокруг сцены на разных уровнях, и почти отовсюду видно и слышно замечательно. Это первый в России зал настоящего современного уровня. Сцена его может трансформироваться для оперных и балетных спектаклей, для конференций и конгрессов. В общем, у Санкт-Петербурга теперь есть новый зал, а значит, будет больше концертов. Надеемся, хороших и разных.
11.01.2007 / ГЮЛЯРА САДЫХ-ЗАДЕ
Материал опубликован в "Газете" №4 от 12.01.2007г.
|
12 янв 2007, 11:50 |
|
 |
Карина
Корифей
Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25 Сообщения: 1153 Откуда: Санкт-Петербург
|
http://www.kommersant.ru/region/spb/pag ... section=34
КОММЕРСАНТЪ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
№1 от 15.01.2007, ПН
Тихо, как в метро // Валерий Гергиев тестирует новую сцену Мариинки
Фото: Юрий Мартьянов
В новом концертном зале Мариинского театра маэстро Валерий Гергиев открыл цикл бетховенских концертов. Первую и Третью симфонии композитора, а также его Второй фортепианный концерт с солистом Алексеем Володиным в режиме акустического теста слушал ВЛАДИМИР РАННЕВ.
Возможно, столь серьезную программу стоило отложить на год, примерившись к акустике нового зала менее ответственным репертуаром. Ведь на самом деле первые концерты новой мариинской сцены прочно объединяет другой цикл -- "акустический тест". Это огромная, на несколько месяцев, программа с особым репертуаром, включающим в себя осколки всех жанров и стилей симфонической, оперной и балетной музыки. Затея скорее не художественная, а техническая: новый концертный зал, обладающий прекрасными, но пока не до конца освоенными акустическими характеристиками, должен "разыграться". Это как с музыкальными инструментами, которые могут годами "согреваться" под пальцами музыкантов и лишь после того отблагодарить их хорошим звуком.
Сейчас уже понятно, что звук у акустического объема зала действительно великолепный, но пока довольно капризный. Мне, например, впервые довелось наблюдать, как маэстро Гергиев задумал и требует от оркестра одно, а получается нечто другое. Причина, вероятно, в непривычной для оркестрантов реакции их инструментов на отработанные штрихи и динамику. Во всяком случае, несбалансированность звука различных оркестровых групп была очевидна. Например, медные духовые постоянно оставляли шлейф отголосков, которые повисали диссонансом на фоне последующих гармоний. А деревянные духовые в среднем регистре то и дело выползали поверх мелодических линий у струнных малозначимыми гармоническими голосами. Струнные же в среднем регистре, как ни старался Валерий Гергиев их "раскочегарить", не давали должной интенсивности звука.
Это было особенно заметно по отчаянной жестикуляции дирижера в знаменитом траурном марше из Третьей симфонии Бетховена, когда он почти "прямым отжимом" вытягивал из оркестрантов звук, но не мог добиться его должной силы. Литавры же, напротив, звучали как-то по-африкански жестковато, не сливаясь с оркестром в тембральном комплексе. Каждое из этих несовершенств можно было бы в ином случае отнести на счет особой задумки дирижера, но только не в Бетховене, где всякое чуткое ухо и всякий знающий дирижерскую манеру Гергиева отметят их как недостатки.
Зато маэстро виртуозно управлялся с паузами, которые в этом зале "звучат" так же пронзительно, как порой неожиданная тишина в подземном тоннеле метро, когда там вдруг останавливается поезд. Все, кому довелось "услышать" под землей такой абсолютный звуковой вакуум, понимают, что на поверхности такое слуховое ощущение пережить невозможно. Разве что теперь в новом концертном зале, если дирижер умело воспользуется этим сильным акустическим ресурсом.
Оказалось, что солировавший во Втором концерте молодой пианист Алексей Володин тоже умеет работать с тишиной. Он любит pianissimo, и ему удается расцвечивать едва слышимый звук разнообразными тембральными оттенками. Может быть, ему не хватает яркого, блестящего пианизма, но, по большому счету, цена блеска и яркости несопоставима с его тонким, выверенным и остро переживаемым поиском сокровенного звука. Он играл Бетховена очень осторожно, как бы на ощупь, и поначалу хотелось даже подзадорить его. Но такт за тактом пианист аргументировал свои отношения с роялем все новыми звуковыми прелестями, которых он добивался от инструмента. В каденции же первой части в кристальной тишине зала его пианизм достиг волшебства звукоизвлечения. Что повторилось и в пьесе на бис -- Экспромте Ges-dur Шуберта, пленительной романтической музыке, растасканной на сотни саундтреков.
Новый мариинский зал на 1100 мест на открытии бетховенского цикла был полностью заполнен, но концерты "акустического теста" -- это лишь пробы зала, так что публика на них попадет исключительно приглашенная. Дата первого публичного концерта с открытой продажей билетов в новом зале пока не известна. Такую щепетильность театра и осторожность господина Гергиева вполне объясняет этот концерт. Концертный зал Мариинского театра уже уникальная музыкальная площадка, но чтобы его можно было оценить по заслугам, необходимы еще большие "отделочные работы" силами оркестра Мариинского театра и его художественного руководителя.
|
15 янв 2007, 11:03 |
|
 |
Карина
Корифей
Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 14:25 Сообщения: 1153 Откуда: Санкт-Петербург
|
http://www.izvestia.ru/
Известия
12.01.06
Репетиция зала
Валерий Гергиев любовно обживает свой новый зал - так называемую "Мариинку-3". Официально билеты еще не продаются, но все кресла заполнены. Здесь даже появился новый жанр публичного выступления - "акустический тест". Одним из таких тестов стало концертное исполнение оперы Гектора Берлиоза "Бенвенуто Челлини", попутно названное "премьерой".
"Акустический тест" вместо нормального концерта — это нечто совершенно непривычное, но вызывающее уважение. Видно, что Гергиев нянчится со своим залом как с малым ребенком, пробует его на разную музыку, на разные составы и разные их размещения на сцене. За полтора месяца, прошедшие с момента посещения зала президентом Путиным, здесь уже звучали и моцартовская опера, и бетховенский рояль, и даже специально написанный молодой московской авторшей Ольгой Бочихиной Скрипичный концерт. А новогоднее выступление с участием звезд было показано 1 января по франко-германскому каналy Arte. Таким образом Гергиев позаботился сообщить о своем новорожденном зале всей культурной Европе.
Надо сказать, что зал на 1100 человек вполне достоин такого трепетного к себе отношения — все-таки это первая концертная постройка современной России, претендующая на звание акустического шедевра. Кроме того, он очень стильно выглядит (уступки отечественному вкусу с хитроумными колоннами, фонтаном и пущенной по потолку нотной строчкой из "Танца маленьких лебедей" наблюдаются только в зрительском фойе).
С музыкальной точки зрения "акустический тест" — это нечто очень естественное для практики Гергиева, у которого грань между репетицией и концертом подчас очень тонка. Практически неизвестная в России опера Берлиоза "Бенвенуто Челлини", где речь идет об одном эпизоде из жизни знаменитого итальянского скульптора XVI века, что и говорить, звучит пока сыровато. Но сырость можно списать на непривычное пространство, которое, надо надеяться, станет привычным к концу мая, когда здесь обещан целый берлиозовский фестиваль (с "Осуждением Фауста", "Ромео и Джульеттой", "Фантастической симфонией" и Реквиемом).
При этом, очевидно, что есть отличная исполнительница партии Терезы, любимой девушки Челлини, — это воспитанница Мариинской академии молодых певцов Анастасия Калагина (мы ее знаем под фамилией Беляева — именно под ней она пела в мариинском "Путешествии в Реймс", получившем год назад "Золотую маску"). Еще есть роскошный Геннадий Беззубенков — харизматичный исполнитель партии папы римского Клеменса VII, который по сюжету появляется ближе к концу оперы, чтобы привести в чувство влюбленного разгильдяя-скульптора. Папа ставит перед ним условие: поспеет к вечеру со статуей Персея — будет ему девушка, не поспеет — будет ему смерть. Таким вот жестким образом рождается бессмертное искусство.
Самому маэстро Гергиеву Берлиоз со всеми его тембровыми сумасшествиями очень идет. Кроме того, он идет и его новому залу, где детальность и слитность звука волшебным образом уживаются вместе. Будущее Концертного зала Мариинского театра (таково официальное его название) поражает масштабными планами, которые не потеряют своей масштабности, даже если из них исполнится только половина. На ближайший год кроме Берлиоза здесь заявлены: цикл бетховенских симфоний и фортепианных концертов (солист — Алексей Володин), цикл "Стравинский и его современники" (включая выступление Лондонского симфонического оркестра), симфонии Малера, фортепианные концерты Моцарта, различные оперы (скажем, "Лисичка-плутовка" Яначека) в полусценической версии, а также — целая россыпь звезд. Причем некоторым из них — скрипачам Вадиму Репину, Максиму Венгерову, Николаю Цнайдеру — дадут попробовать себя в качестве дирижеров Мариинского оркестра. В самом деле, отчего не поэкспериментировать? Ведь все равно в ближайшее время здесь будут слушать не как звучит музыка, а как звучит зал.
Екатерина Бирюкова
|
16 янв 2007, 10:28 |
|
 |
Анна
Завсегдатай
Зарегистрирован: 20 июн 2006, 17:27 Сообщения: 1031
|
Возникает только один вопрос: почему туда не продаются билеты?
|
19 янв 2007, 13:18 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]
|
 |