
"Жизнь за Царя" как зеркало очень современного теа
Ради этого события я пропустил пару прекрасных игр в Ку. Еще бы, в Мариинском театре открытие сезона- "Жизнь за Царя" (М.И. Глинка).
С самого начало несколько удивил полупустой зал и толпа спекулянтов с билетами на 1-3 ряды в партер. Но я был уверен испортить это выдающее произведение невозможно. И жестоко ошибался.
Открывшийся занавес предъявил удивленному залу странную, почти сталкерскую картину: кухонный стол, советский шкаф с вешалками и идиотской трехрожковой лампой. На заднем плане стоял электрический столб с проводами, куча каких-то досок и почему-то... огромный лось. Не успели мы оправиться от смущения, как на сцене появился (о, Боже !) Иван Сусанин, скорее похожий на водителя маршрутки, в вязанном свитере с оленями и трениках. Под стать были и домочадцы, среди которых выделялся отрок Ваня, в исполнении женщины и Собинин- будущий зять Сусанина, по виду рабочий с Пролетарского завода.
Второе действо, было не менее выразительно: раздольное, пестрое польское пиршество с мазуркой превратилось в глухие диалоги и невнятные танцы наряженных в стилизованные пиджаки солдат советской армии (такие знаете, с аксельбантами и значками ГТО). Остальные Враги были одеты в штатские пиджаки с темными галстуками и беспрестанно переговаривались по телефонам и рациям. Ох...ть.
Третье действо, очевидно было призвано показать, что фантазии постановщиков поистинно безграничны- в дом Сусанина ввалилось человек 20-ть поляков в куртках "алясках" и поволокли не особенно упирающего героя в уже старые декорации, с фонарями (лось, правда, куда-то уже исчез). В этот момент сидящий сзади мужчина вздохнул и решительно сказал супруге: "Я этого больше не выдержу" и стал пробираться к выходу. Надо сказать, что в антракте мнения практически всех присутствующих (кроме разве что оплаченной клаки и вечно радостных, наивных как детей, китайцев), были единодушны- в череде позорных, модернистских и отвратительных постановок последнего времени, "Жизнь за Царя" особенно неудачна, несмотря на всю ультрамодность и "новое мышление" их постановщиков.
И вот финал, кульминация русской идеи- хор исполняет- "Славься, славься русский Царь". И в эту минуту патриотического подъема, осиротевшая семья Сусанина ...садиться жрать салаты.............
Уходя, я громко кричал: "Позор". Громко. За себя, за Михайловича Ивановича. И за Ивана Сусанина.
