Awtor ,kak polnij dwoechnik w skole po humanitarnim predmetam (krome istorii)
wozmet na sebja otwetstwennost' porekommendowat' lizam na forume wmesto postow
respondenta Albericha poznakomit'sja s nizesledujuschim (Gergiev s etim znakom) ...
Eto prineset wam bolsche polzi ,chem razbor mnenija predstawitelja meschanskoj massi
( Schwejzarskie banki ,schweizarskij schokolad, kwartira s ydobnoj parkowkoj i prochaja
atributika respondenta Albericha )
#######################
polnij text
http://yanko.lib.ru/books/music/leinsdo ... vocate.htmЭ. Лайнсдорф
В ЗАЩИТУ КОМПОЗИТОРА
АЛЬФА И ОМЕГА ИСКУССТВА ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Москва „Музыка" 1988
ББК 49.5 Л 18
Erich Leinsdorf THE COMPOSER'S ADVOCATE
A Radical Orthodoxy for Musicians New Haven and London, Yale University Press, 1981
Э. Лайнсдорф
Л 18 В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. Пер. с англ. А. К. Плахова. — М.: Музыка, 1988.—303 с., нот. ISBN 5—7140—0076—5
В книге известного американского дирижера рассказывается о дирижерском искусстве, о работе с оркестром, об основах интерпретации музыки На русском языке издается впервые, по лицензии
Для музыкантов профессионалов и любителей музыки.
4905000000—266 Л ——————————— 29—88 0(26)01—88
ISBN 5—7140—0076—5
ББК 49.5
© 1981 by Yale University
© Издательство «Музыка>, 1988 г. Перевод, примечания, «От издательства».
ОГЛАВЛЕНИЕ. 3
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.. 4
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5
Глава I. ПАРТИТУРА.. 6
Музыкальная грамотность. 6
Иностранные языки. 9
Надежность музыкальных изданий. 15
Глава II. КОМПОЗИТОР. 18
Композиторский труд. Что это такое?. 18
Как постичь процесс композиторского творчества?. 20
Как распознать гения?. 33
Глава III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.. 39
Композитор — интерпретатору. 39
Исполнительский произвол. 42
«Волшебная флейта» в психоаналитической трактовке. Новая постановка в Парижской опере. 45
Возможности и границы исполнительского искусства. 49
Глава IV. ТРАДИЦИИ.. 52
Что такое традиция?. 52
Апподжиатура и другие украшения. 53
Триоли и длительности, обозначаемые нотой с точкой. 55
Alla breve. 58
Народные и местные традиции. 59
Стаккато. 60
Акценты.. 66
Традиция и обычай. 69
Глава V. ТЕМП (1) 73
Решающий фактор. 73
Темпы в опере «Свадьба Фигаро». 75
Финал второго акта. 75
Размер 2/2 и 4/4. 80
Размер 2/4 и 4/8. 87
Размер 3/4 и 3/8. 90
Размер 6/8. 91
Заключение. 94
1. 95
2. 95
Глава VI. ТЕМП (2) 95
Метроном.. 95
Заключение. 119
Глава VII. ДИРИЖЕР. 120
Дирижер глазами публики. 120
Авторитет дирижера. 124
Готовясь к репетиции. 128
1. Будь подготовленным. 128
2. Сотрудничай с библиотекарем. 128
3. Планируй репетиционное время. 129
4. Говори покороче. 129
5. Останавливайся пореже. 130
6. Не заставляй музыкантов впустую тратить время. 130
7. Веди репетицию стоя. 130
8. Старайся понимать музыкантов, знай их партии. 131
9. Не занимайся очковтирательством. 131
10. Держись скромно. 131
Штрихи. 134
Духовые инструменты. 138
Ретуши. 140
Динамика. 144
Звукозапись. 151
Составление программ.. 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 158
ПРИМЕЧАНИЯ.. 160
1. Брамс, «Соловей», соч. 97 № I 161
2а. Моцарт, симфония ля мажор, К. 201, ч. 1, т. 32-38. 165
2б. Моцарт, симфония ля мажор, К 201, ч. 1, т. 138-144. 166
3. Гайдн, симфония № 96, ч. 1, т. 12—17. 167
4. Гайдн, симфония № 96, ч. 1, т. 98—102. 169
5. Гайдн, симфония № 96, ч. 2, т. 78—79. 170
6. Бах, Месса си минор, № 14, т. 9—11. 171
7. Бах, Месса си минор, № 14, т. 59—61 (Enlenburg) 171
8. Бах, Месса си минор, № 14, т. 59—61 (Bärenreiter) 172
9. Бетховен, «Эгмонт», № 4, т. 1—9. 173
10. Моцарт, Квинтет, К. 516, Адажио, т. 1—8. 176
11. Бетховен, «Леонора», № 3, соч. 72, т. 1—6. 179
12. Бетховен, «Леонора» № 3, соч. 72А, т. 1—5. 182
13. Бетховен, симфония № 9, ч. 4, речитатив баса. 184
14. Бетховен, симфония № 9, ч. 4, инструментальный речитатив. 184
15. Моцарт, концерт для ф-но, К. 467, ч. 2, т. 1-22. 185
16. Бетховен, симфония № 1, ч. 2, т. 43—54. 189
17. Шуман, симфония М 4, Романс, т. 7—10. 193
18. Шуман, Новеллeта, соч. 21. 194
19. Шуман, симфония № 2, ч. 3, т. 33—38. 194
20. Бах, увертюра № 3, ч. 1, т. 9—13. 195
21. Бах, увертюра № 2, ч. I, т. 1—3. 196
22. Бах, увертюра № 4, ч. 1, т. 22—29. 197
23. Бетховен, симфония № 3, ч. 1, т. 27—34. 200
24. Бетховен, симфония № 3, ч. 1, т. 13—17. 201
25. Бетховен, симфония № 3, ч. 1, т. 46—49. 202
26. Бетховен, симфония № 3, ч. 1, т. 55—60. 203
27. Бетховен, симфония № 3, ч. 1, т. 99—108. 204
28. Бетховен, симфония № 3, ч. 1, т. 135—138. 205
29. Бетховен, симфония № 3, ч. I, т. 686—695. 206
30. Бетховен, симфония № 3, ч. 2, т. 1—3. 207
31. Бетховен, симфония № 3, ч. 2, т. 17—18. 207
32. Бетховен, симфония № 3, ч. 4, т. 208—213. 207
33. Бетховен, симфония № 3, ч. 4, т. 86—93. 207
34. Мендельсон, Концерт для скрипки, т. 168—176. 208
35. Бетховен, соч. 127, ч. 2, т. 1 — 14. 208
36. Бетховен, соч. 127, ч. 1, т. 1—6. 210
37. Бетховен, соч. 127, ч. 1, т. 147—155. 211
38. Бетховен, соч. 130, ч. 1, т. 44—48. 212
39. Бетховен, соч. 130, ч. 1, т. 85 — 89. 213
40. Бетховен соч. 130 ч. 1, т. 137-139. 214
41. Бетховен соч. 130 ч. 2, т. 15-19. 214
42. Бетховен, симфония № 3, ч. 2, т. 168—175. 214
43. Бетховен, симфония № 3, ч. 3, т. 49—57. 216
44. Бетховен, симфония № 3, ч. 4, т. 377—380. 216
45. Бетховен, симфония № 3, ч. 3, т. 240—250. 217
46. Вагнер, «Зигфрид», I акт, 3 сцена, начало. 220
47. Вагнер, «Зигфрид», сцена ковки меча. 225
48. Бетховен, симфония № 9, ч. 4, т. 916—922. 228
49. Брамс симфония №1, ч. 4, т. 28-31. 236
50а. Р. Штраус «Мещанин во дворянстве», увертюра. 237
50б. Р. Штраус «Мещанин во дворянстве», увертюра (в нотной записи автора книги) 239
51. Вагнер, «Валькирия», 3 акт. 240
52. Вагнер, «Валькирия», 3 акт. 240
53. Вагнер, «Валькирия», 3 акт. 240
54-55. Вагнер, «Валькирия». 3 акт. 241
56. Бетховен, соч. 127, ч. 2, т. 37— 39. 241
57. Бетховен, соч. 127, ч. 2, т. 57—77. 242
58а. Бетховен, симфония № 5, ч. 1, т. 1—5. 245
58б. Бетховен, симфония № 5, ч. 1, т. 1—5 (в нотной записи автора книги) 246
59. Стравинский, «Жар-птица», Più mosso (первое издание, 1910 г.) 246
60. Стравинский, «Жар-птица», Più mosso (третье издание, 1945 г.) 250
61. Бетховен, симфония № 3, ч. 2, т. 180-181. 252
62. Бетховен, симфония № 2, т. 1-23. 253
63а. Дебюсси, «Празднества» (первая редакция) 254
63б. Дебюсси, «Празднества» (вторая редакция) 255
УКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 255