Текущее время: 03 май 2024, 20:23



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
"ПЕРЛЫ" БАЛЕТНЫХ КРИТИКОВ 
Автор Сообщение
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
Бедная Алина! Тогда я ей всё прощаю.

_________________
Изображение Мариинский


14 апр 2006, 21:01
Профиль WWW
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 ноя 2004, 20:02
Сообщения: 421
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Балетная критика прошлого
Отзывы о балетных спектаклях, написанные сто лет назад, читаются иногда удивительно свежо. Ценители классического танца тогда так же ругали исполнителей (впрочем, не в столь площадных выражениях, как принято сегодня), только имена были другие: Павлова, Карсавина, Ваганова… Так же огорчались, когда слышали об ангажементах наших танцовщиков в заграничные театры, так же язвительно прохаживались по московской исполнительской манере… Вот некоторые любопытные выдержки, попавшиеся мне.

Директор императорских театров В.А.Теляковский записал в своем дневнике 14.11.1910 г.: «Присутствовал в Мариинском театре на балете «Талисман» - первый выход Кшесинской. Редко мне приходилось видеть такое торжество вульгарности, пошлости и банальности, как сегодня, начиная с самой Кшесинской, ее короткого костюма, толстых, развороченных ног и раскрытых рук, выражающих полное самодовольство, призыв публики в объятия. Сочувствие публики, приходящей в ярый восторг от цирковой музыки и пошлых грубых па, по четыре раза бисированных, прямо вселяло омерзение ко всему балету».

Балетный критик В.Я.Светлов о В.А.Трефиловой, танцовщице МТ в 1895 – 1910 гг.: «Все было в ее игре и танцах чисто отделано, точно исполнено и вместе с тем томительно скучно, как бывает скучно только в голландской комнате, где все до того прилизано и чисто, что душой овладевает глубокая меланхолия, взывающая к беспорядку, к какой-нибудь артистической вольности, к нарушению симметрии, к порыву, хотя бы даже нелепому». Лучшими партиями В.А.Трефиловой были Аврора в «Спящей красавице» и Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Как пишет В.Красовская в своей книге «Русский балетный театр начала 20 века», «в середине 1900-х годов, в пору увлечения импрессионистической расплывчатостью красок, Трефилова возрождала законченные пропорции классики» Примечательно, что Трефилова, наиболее часто подвергавшаяся беспощадной критике В.Я.Светлова, в 1916 году вышла за него замуж и провела с ним последние годы его жизни.

Снова В.Я.Светлов о выступлении А.Я.Вагановой в pas de trios в «Баядерке», сезона 1907/1908 гг.: «Хорошо танцевала госпожа Ваганова в смысле точности и корректности классического танца; но ее танцы смотрятся без интереса и не производят решительно никакого впечатления – это четко написанное канцелярское отношение за таким-то номером, не больше».

Один из критиков так написал о выступлении Л.Н.Егоровой, танцовщице МТ в 1898 – 1917 гг.: «Для меня это танцовщица, что называется, «никакая», ибо она посылает в театральной карете на спектакль одни лишь ноги, а сама остается дома и преспокойно кофеи распивает». Между тем В.Красовская сравнивает исполнительскую манеру Л.Егоровой с танцем Г.Улановой. К сожалению, по словам В.Красовской, «сдержанный драматизм, скрытый в простоте и естественности танца» Л.Егоровой, не был по достоинству оценен современниками, «пришелся не ко времени».

Балетный критик о танцовщике БТ в 1893 – 1935 В.Д.Тихомирове: «По способу выражаться ногами на сцене он артист корректный; танцует выворотно, правильно, но увы! Монументальная фигура его с застывшей улыбкой на губах имеет вид деревянного манекена. Костюм же его, точно взятый напрокат у наездника из цирка, еще более портил впечатление».

В.Я.Светлов о танцовщице МТ А.В.Балдиной: «Г-жа Балдина, только что выпущенная из училища как-то испуганно танцевала «Молитву»; казалось, она замаливает тяжкий грех и боится небесных кар; но этот испуг, очевидно, со временем пройдет; внешние же хореографические данные у нее есть».

Журналист, балетовед, редактор «Петербургской газеты» С.Н.Худеков о выступлении А.Павловой в балете «Пробуждение Флоры»: ее танцы «лишены должной законченности, а техника положительно хромает» из-за чего «Флора в лице этой артистки по своим движениям походила на флору нашей увядающей северной природы». «Петербургская газета» 19.01.1909 г. о танцах Т.Карсавиной в том же балете отзывалась не менее язвительно: «Госпожа Карсавина танцевала «богиню цветов и весны» прилично, но мертво».

После исполнения Каралли «Умирающего лебедя» на концерте с участием московских танцовщиков петербургский балетный критик К.Кудрин написал: «Наряду с исполнением г-жой Карали «Лебедь» г-жи Павловой выглядит лишь прелестной чайкой». Любопытно, что многие балетные критики отдавали пальму первенства в исполнении этого номера именно Каралли, а не Павловой.

В.Я.Светлов о Т.Карсавиной: «Эта молодая танцовщица не только не совершенствуется, а идет назад с устрашающей стремительностью. Это всего год-то танцуя на сцене! Она вся какая-то «расхлябанная», небрежная, танцующая кое-как». О Т.Карсавиной в «Фее кукол»: «Она танцует невыворотно, чуть-чуть косолапо и даже стать в правильную аттитюду не может как следует».

Балетный критик К.Кудрин о выступлении московской балерины А.М.Балашовой на петербургской сцене в «Тщетной предосторожности»: «Госпожа Балашова – настоящее дитя московской Терпсихоры, с ее замашками даже в классике, с ее желанием сорвать аплодисменты каким-нибудь трюком». О ней же пишет «Петербургская газета» 23.03.1911 г.: «После большой порции танцев «по-московски» прекрасное впечатление контраста произвели выдержанная классика г-жи Смирновой и благородный стиль танца г-жи Гердт».

А.Волынский о танцовщице БТ в 1908 – 1916 гг. К.П.Маклецовой, выступившей в «Дон Кихоте» на Мариинской сцене и вызвавшей бурю аплодисментов у петербургских зрителей: «Приветствовали талант довольно крупных размеров, с нездешним, московским отпечатком игры, размашисто вдохновенный, не особенно согласованный от природы с классическим искусством строгих форм, но поражающий силой и брызжущий огнем».

Журналист Б.В.Шидловский ехидничал о джампе в «Баядерке», исполненном ианцовщицей МТ в 1906 – 1921 гг. Л.Ф.Шоллар на сцене Мариинского театра после парижского ангажемента: «Уж не привезла ли его г-жа Шолар из какого-нибудь парижского учреждения: у нас на казенной сцене никогда так, с позволения сказать, не канканировали».

А.Волынский о выступлении Е.А.Смирновой, танцовщице МТ в 1906 – 1920 гг., в «Дон Кихоте» (Китри): «Главный недостаток Смирновой – резкость и напряженность в танцах, требующих нежно-колоратурного исполнения. Темпы на пуантах, при огромной силе технической работы, производят у нее впечатление тяжелого бурения пола действительно стальным носком, без лирики красивого внутреннего чувства, без романтики подъема и порыва».. Смирнова применяет «неслыханную физическую силу, которой хватило бы на трех акробаток. Иногда она заканчивает свой сольный номер вертунами или круговыми движениями по всей сцене, потерявшими всякую связь с ритмом и темпом оркестровой мелодии. Артистка – в ударе, и удары ее сильных ног, равно как и могучая вибрация ее рук в воздухе, окончательно заглушают легкие и тонкие фигуры скрипок».

Танцовщица МТ в 1902 – 1908 гг. Л.Г.Кякшт 10 августа 1908 г. дебютировала на сцене театра «Импайр» в дивертисменте и имела значительный успех, после чего дирекция театра предложила ей постоянный ангажемент на место балерины Аделины Женэ, покинувшей «Импайр». По этому поводу В.А.Теляковский в своем дневнике записал: «Наши балетные артисты все получают предложения из-за гарницы. Между прочим, Л.Кякшт приглашают в Лондон на три года. Она просила меня дать ей отпуск годовой без содержания. Я разрешил ее представить ее только к трехмесячному отпуску». Впоследствии Теляковский дал Кякшт согласие на целый сезон отсутствия, после которого она все же не вернулась в МТ и была уволена. Месячный гонорар Кякшт в Лондоне превышал годовой оклад в Петербурге. Несколько раз Кякшт приезжала в Россию с выступлениями, однако, выйти на сцену Мариинского театра танцовщице так и не удалось. Спустя 7 лет в дневнике Теляковского появляется следующая запись: «Была у меня на днях Кякшт и просила, чтобы ей дали протанцевать балет в Мариинском театре… Здесь она уже раз выступила в музыкальной драме, но по отзывам публики, танцевать стала хуже. Требования в Лондоне не такие, как у нас». Балетный обозреватель, побывавший на благотворительном спектакле в Суворинском театре с участием Кякшт и ее однокашницы Т.Карсавиной отмечает, что вариация Кякшт «оказалась менее классичной, чем вариация г-жи Карсавиной».

В августе 1910 г. русская печать сообщала: «Артистке балетной труппы Лидии Лопуховой разрешен отпуск за границу на два месяца без сохранения содержания. Интересно, что г-жу Лопухову в Петербурге совсем не знают, а за границей она составила себе большое имя и теперь приглашена в Америку на 4000 р. в месяц». Месячный оклад танцовщицы почти в семь раз превышал годовое жалование Мариинском театре.

А.Р.Больм, одаренный танцовщик МТ, высоко оцененный М.Фокиным, редко выходил на сцену родного театра. Признание публики он получил лишь за границей, выступая в спектаклях «русских сезонов». В 1910 г. Больм наконец-то получил в МТ партию Голубой птицы. После успешного выступления его перевели из корифеев во вторые танцовщики с окладом 1200 р. в год. Петербургская газета в 1910 г. по этому поводу отметила: «Подумаешь, до чего мизерны оклады в нашем балете! Тот же Больм получал за границей по 200 франков за спектакль».


16 июн 2006, 18:01
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 22 ноя 2005, 22:33
Сообщения: 377
Сообщение 
Это очень интересно и ценно, Профанесса! Вы не иначе как в библиотеке старинные газеты выписываете, настолько редкую и давно утраченную информацию донесли до нас!
Пожалуй, про Кшесинскую сказано намного жестче, чем даже сейчас про Волочкову пишут. И выражения в общем и целом весьма и весьма жесткие. Наверное, с тех пор значительно возрос как технический уровень балета, так и критики все-таки перестали быть столь смелыми и откровенными. Если ругают, то не по существу, обходными словами. Никто открыто не поливает за отсутствие эмоциональности, если высока техника. То, что Вы привели здесь - весьма откровенные и возможно искренние высказывания критиков того времени.


30 июн 2006, 15:34
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 25 янв 2005, 12:05
Сообщения: 440
Сообщение 
Случайно наткнулась среди новинок балетной литературы на тонюсенький сборник «Балет ad libitum» №3 -2006 , на титульном листе которого стояло: «Союз молодых балетоведов. Санкт-Петербург».
Молодые балетоведы?????!!!!!!!!! Что это такое??????
Приобрела не глядя, настолько велика надежда на появление новых Волынских и Красовских, на людей, искренне любящих и понимающих балет, знающих его историю и уважающих артистов прошлого и настоящего.

Прочитала этот журнал с неослабевающим интересом и вера на появление компетентных, образованных, любящих свою профессию балетных критиков и исследователей окрепла, поскольку, за иногда ученическим стилем пишущих, видны аргументированная собственная точка зрения и свое мировоззрение, подкрепленные знаниями и уважением к «творцам» и читателям.
В самом сборнике есть место всему: разным мнениям на появившиеся в афише «Ундину» и вечер новой хореографии, истории балетной критики, репертуару на лето известных балетных трупп и фестивалю «Dance Open».
Все статьи об «Ундине», «Шинели» - интереснее и профессиональнее «опусов» нынешних критикесс. Но кто их читал?
Самой глубокой, исследовательской работой считаю статью О.Федорченко (преподаватель АРБ им. А.Я.Вагановой), посвященную «Ундине». Самой уязвимой –отклик «Гала-визави» Н.Зозулиной (канд.иск., доцента АРБ им. А.Я.Вагановой) на балетные фестивали «Мариинский» и «Dance Open». Профессиональный критик, не только высказывает свое мнение, но и позволяет себе недопустимую роскошь проявлять предвзятость и спорить заочно с другим журналистом.

А как же приводимая в качестве образца для любого критика статья из «Антракта « № 1, 3 октября 1882г.?

« Критик обязан соблюдать в отношении артиста только два условия: правду и беспристрастие. Все его права и обязанности заключаются в этих двух словах. Но неужели же так трудно выполнять условия, не задевая самолюбия артиста?
Мы этого не думаем. Для этого необходимы три вещи: безукоризненная правильность суждения, учтивость и изысканная вежливость в выражениях. Можно высказать все, что угодно, если говорить без резкости и едкости , с спокойною мягкостью , устраняющею всякую мысль о предвзятом мнении и личной неприязни».

В общем, появление на балетной ниве молодых, даже юных аналитиков, критиков внушает оптимизм и надежду на исчезновение с газетных полос г-на Государева и г-жи Губской,
г-жи Кузнецовой и т.д. У каждого читающего балетные статьи – свой список.

Мне кажется, что интересно для всех (балетоведов, зрителей, артистов) привлекать их (балетоведов) в качестве ведущих на встречах с артистами балета в Театральном Музее.

Сайт балетоведов Петербурга - www.baletoved-spb.narod.ru


04 июл 2006, 16:46
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB