Я тоже вернулась в приподнятом настроении. Несмотря на много откровенно слабых выступлений, на недостаточно разнообразную программу Ильи, было ощущение праздника. Илья настолько обаятельный и солнечный человек, что зал начинал аплодировать уже при одном его появлении на сцене, однако наш герой не забывал время от времени посылать в зал лучезарные улыбки. Очень приятно, что зал настолько с душой принимал своего любимца. Такого зала давно уже нет в Мариинке - сегодня были, я думаю, почти исключительно "свои": балетные и балетоманы (Кузнецов ведь имя не раскрученное, как Лопаткина, на которую ходят для престижу) и никаких случайно забредших иностранцев и т. п.
Однако обо всем по порядку.
Началось с
Хулигана. Это, конечно, 100% роль Ильи. Зажигательно невероятно, хотя трудно, наверное, было выйти первым, без разогрева, и потому, пожалуй, чуть-чуть чего-то не хватило. Номеру (как и всем номерам с участием Ильи) был предпослан звучащий текст в исполнении премьера Балтдома и голоса "Зенита" Константин Анисимов. В данном случае это были стихи Есенина. Любопытно, что отрывок заканчивался строкой "Стыдно мне, что я в Бога не верил", в то время, как все знают, что далее там идет "Горько мне, что не верю теперь". Но Илья говорил в интервью, что его родители работают в церкви или что-то в этом роде, да и последний номер (о котором ниже) был о религии, так что эту строчку намеренно решили не произносить.
Вторым было
па-де-де Чайковского в исполнении Гончар и Зюзина. Чудовищно. Вдвоем они еле шевелились, по отдельности же Гончар была относительно резва, но чудовищно неэлегантна, а Зюзин хоть и неплохо вращался и прыгал, но постоянно приземлялся не в ту позицию. В самом конце, когда Гончар бросалась к нему на руки, было всерьез страшно, что он ее не поймает. Может, из Зюзина когда-нибудь что-нибудь и вырастет, но пока что у него взгляд несчастного растерянного ребенка.
После этого был странный номер
Марго в исполнении Перрен и Шемиунова из Михайловского. Поскольку музыка (как потом оказалось, Брегович) была под старинку, может быть, имелись в виду королева Марго и Ла Моль? Шемиунов впечатлил прежде всего ростом, Перрен показалась несколько неуклюжей, номер скучноватым и безыдейным.
Затем был отрывок из
Маты Хари. Очень понравилось! Оказалось, это самый настоящий балет, а никакой не шоу-мюзикл (не знаю, может, только этот отрывок). Хотя Махалина (которую я никогда не любила) выглядела старой, все-таки бывшая мариинская прима лучше нынешней примы михайловской - после двух унылых номеров, повеяло настоящим искусством, а между героями Махалиной и Кузнецова явно чувствовалось электричество. Хореография показалась местами вторичной, но вполне изобратетельной. "Страдательный" образ Кузнецова напоминал его же Де Грие.
Па-де-де Дианы и Актеона. Шешина - Михаил Мартынюк из Кремлевского балета. В каком извращенном сознании родилась идея дать двум профнепригодным дамочкам (Гончар и Шешиной) сложнейшие виртуознейшие номера? Если Гончар с Зюзиным вызывали острую жалость, то Шешина ничего кроме возмущения не вызывала. Когда-то в крестьянском па-де-де в Жизели мне показалось, что Шешина, пусть чудовищна внешне, но технична. То ли у Шешиной был хороший день, то ли у меня, но теперь эта мысль кажется мне невероятной. Сегодня оба ее выступления были ужасающи. Самое удивительно, что освободившись от туши бегемота, в своей вариации Мартынюк вдруг стал накручивать какие-то невероятные зависающие пируэты... чудо-мальчик, маленький, черненький, юркий (даже заставил вспомнить Корейю... или Баталова)! А я ведь вообще ничего не знаю про Кремлевский балет!
Шехеразада. Елена Коцюбира из Михайловского - Баймурадов. На удивительно унылую партнершу смотреть не хотелось, причем не только мне, но и партнеру

Потому дуэта не было вовсе и вся любовь Ислома уходила куда-то в пустоту. Потому эмоционально номер не затронул, хотя умом, так сказать, Ислом понравился очень. Поскольку в театре его, мягко говоря, задвигают, я даже и не очень знала, что у него, оказывается, такие потрясающие прыжки - мягкие и бесшумные! Ему бы партнеру еще нормальную, и будет просто великолепно!
Гран-па из Корсара: Перрен, Колб, Кузнецов. Колбу, при всей моей симпатии к нему, нельзя находиться рядом с Кузнецовым! По сравнению с брутальным, мощным и 100% мужественным Ильей, Колб в каких-то немыслимых бриллиантах казался щупленьким и женоподобным... героем Виктюка

(более смелые сравнения не рискую опубликовать на интеллигентном форуме

). Однако прыгал Колб, пожалуй, даже лучше Кузнецова. В Колбе с годами развилась удивительная гибкость и мягкость. Перрен на этот раз даже понравилась - может быть, по контрасту с Шешиной.
Второе отделение открылось дуэтом из
Манон - не "постельным", как обычно, а, видимо, при первой встрече (я плохо помню балет). Любопытной показалась концепция. Если в балете под элегию (без слов, разумеется) танцуют два юных влюбленных существа, то здесь номеру была предпослана цитата из аббата Прево, где говорилось о развратности и опытности Манон и о том, как это погубило Де Грие. Сама же Элегия была спета, и печальные слова о прошедших днях счастья начисто преобразили смысл отрывка: мы увидели благороднейшего в прямом и переносном смысле человека, страдающего от любви к в высшей степени вульгарной особе. Впрочем, номер показался совсем не выигрышным для Ильи, станцован был очень средне, а Черноморцев, на мой взгляд, пел просто отвратительно.
Фигляр Е. Панфилова - Мартынюк. Странный, но зажигательный номер. Юмор на грани фола, но мальчишка такой обаятельный, что смотреть было приятно.
Средний дуэт, Шешина - Баймурадов. На мой взгляд, никто не танцует этот номер правильно кроме Павленко (Аюпову я не видела). В ее исполнении номер кажется гениальным. Но если Захарова, Сологуб и Ковроски делают, на мой взгляд, не то (гимнастика вместо танца), но по крайней мере доносят текст, то Шешина даже рисунок изобразить не смогла. Баймурадов был великолепен, но это танцевало его тело, сам он был где-то далеко. Было ощущение, что на лице Ислома борются два чувства: брезгливости по отношению к этому существу рядом с ним и стыда перед публикой. Честное слово, такого кошмара никогда не видела. Чья дочь или любовница эта Шешина, почему ее еще выпускают на сцену???
Кстати, родилась мысль: не могло ли быть, что и Шехеразада, и Средний дуэт были выбраны под Кондаурову, которая потом не смогла участвовать? (например, уехала на гастроли, как Ти Ен Рю?)
Гран-па из Раймонды. В кордебалете были замечены Валерия Мартынюк и (кажется) Хребтов. Гумерова (на фоне Шешиной) все делала правильно, но с грацией слона - не танцевала, а рубила. Кузнецов поразил не только элегантными прыжками (некоторые из которых, впрочем, были кривоваты), не только лучезарной улыбкой, от одной которой зал заходился аплодисментами, но и
сыгранной ролью Жана де Бриенна. Честно говоря, на моей памяти партнеры ничего не играли в этом па-де-де (да и вообще во всей этой роли - хотя, возможно, Илья самую малость перебрал с игрой - все-таки это больше танцевальный, а не игровой номер). Здесь же была и нежная влюбленность, и тревога за возлюбленную (хоть и свадьба, но мало ли?), и упоение молодостью, а главное - невероятное благородство манеры. Я немножко отвыкла видеть Илью в ролях аристократов, так что была приятно поражена.
Лебедь Колба. Знаю, многие в шоке, а мне он нравится!

Не вполне понятно, о чем, но Колб хорош (третий раз вижу, и еще посмотрю)
Нечто в исполнении Матвиенок (хореограф и исполнитель песни неизвестны). О чем - неясно, зато ясно, что Денис хорош необычайно! Впрочем, и Анастасия показалась милой (видела обоих впервые).
И наконец
Возвращение в исполнении Кузнецова. Номеру был предпослан несколько претенциозный текст (видимо, написанный самим Ильей?) о желании жить, "танцевать, рисовать, играть на рояле", любви к людям и возвращении к Богу. Хореография Салимбаева напомнила и рузиматовские Познание Эйфмана, и На смерть поэта Бежара. "Мессидж" номера, исполненного с православным крестом, но под Лакримозу Моцарта

, остался не вполне ясен (вернее, хореография не вполне отражала заявленное содержание), однако смотреть на Илью было очень приятно. Действительно вспомнились полотна и скульптуры эпохи Возрождения (на что намекалось в пресс-релизе) и я, кажется, впервые увидев Илью с голым торсом, поняла, что Илья действительно очень красив. Удивительно пропорциональная фигура (неужели в нем 190 см роста, как он говорил в интервью) рождала в сознании такие эпитеты как "титанический"
В
гранд-финале было сразу ясно, кто чего стоит (можно было концерт и не смотреть

). Единственно, что чудо-мальчик Мартынюк на фоне блистательных вращений Матвиенко (о, как я теперь жду Дон Кихота с ним и Вишневой!) выглядел неожиданно бледно и даже "спекся" раньше времени.
По окончании Илья несколько раз обратился к залу, очень тепло поблагодарил и зрителей, и артистов, и - увы, дань времени - спонсора "какой-то там газ". Цветов было море. Кстати, после Маты Хари Махалина вынесла Илье букетик из-за кулис - по-моему, этот нетривиальный жест был ужасно трогательным.
Общий итог: чуть ли не половина исполнителей ужасна, а ощущение праздника все равно есть! Не жалею, что сходила, ни на секундочку!