Octavia wrote -
А куда надо?
-----------------------------
Madam ,ne nado razdrazat' dam na forume. No mogu otwetit'
po informacii s tochki zrenija kak Rossii ,tak i potencial'nix
protiwnikow SSSR/Rossii .Informacija bez garantii .
Олег Шмелёв - псевдоним генерал-лейтенанта КГБ Олега Михайловича Грибанова, бывшего начальника Второго главного управления КГБ с 1953 по 1964 год. До 1951 года был заместителем Первого главного управления (арестован в связи с делом Аббакумова). Среди его заслуг - операция по разоблачению Олега Пеньковского, вербовка французского посла Дежана. В 1964 году был отстранен от должности в связи с предательством Носенко. Вполне возможно, что именно О.М. Грибанов был прототипом генерала Грубозабойщикова в романе Яна Флеминга "Из России с любовью".
Napisal scenarij k fil'mam Sud'ba Residenta
sm. KGB vo Francii
Грибанов попросил в министерстве культуры организовать эксклюзивную постановку балета "Жизель", пригласив на нее посла для того, чтобы тот смог познакомиться с выдающимися деятелями советского кино. Кротков, назначенный распорядителем встречи, подготовил список приглашенных. Среди прочих там значилась "Лидия Хованская, переводчица". Чтобы придать особый блеск этому вечеру, руководство КГБ пригласило на него нескольких балерин Большого театра, среди которых была знаменитая Майя Плисецкая.
http://www.x-libri.ru/elib/woltn000/00000076.htm
--------------------------------------------------------
2. Geroj SSSR(posmertno) -Diversant iz 4 yprawlenija NKWD -Nikolaj Kuznecov -kurirowal prim bol'schogo teatra pered wojnoj ,oni otwechali wzaimnost'ju belokuromu lejtenantu .
4 Yprawlenie NKWD otwetstwenno za likwifdaciju Trockogo
(w perwoj popitke gruppu likwidatorow wozglawljal izwestnij
xudoznik Sikejros) ,atomnij spionaz .
Sm. Sudoplatow -Nezelannij Swidetel' (izdanna w USA )
http://www.agentura.ru/text/biblio/specoperacii.txt
Drugoj istochnik -http://www.whoiswho.ru/russian/Password/journals/21999/kuznecovn.htm
В столице Николай Кузнецов начал работать по двум направлениям сразу. Как человек, отлично знавший немецкий язык, он использовался в борьбе с немецкой агентурой. Остался им доволен и комиссар госбезопасности Виктор Ильин, отвечавший за деятельность органов среди интеллигенции. "Колонист" был талантлив от природы, впитывал знания как губка, жадно учился, отличался чрезвычайной серьезностью, сдержанностью, трезвостью в оценках. Благодаря этим качествам его использовали как контрольного агента для проверки информации. В среде творческой интеллигенции он быстро оброс связями в театральной и балетной Москве. Одно время даже всерьез обсуждался вопрос о назначении Кузнецова одним из администраторов Большого театра. Первоначально Кузнецов жил в одной из конспиративных квартир по Старой Басманной. Для него придумали и убедительную легенду, рассчитанную прежде всего на немецкий контингент. Уральца превратили в этнического немца, инженера-испытателя авиационного завода. Известны фотографии Кузнецова в форме военного летчика с тремя "кубарями" в петлицах. Эту форму он использовал в тех случаях, когда она вызывала нацеленный интерес его знакомых из числа немецких дипломатов.
В предвоенных отношениях с Германией было несколько приливов и отливов. В контрразведке никогда не питали ни малейших иллюзий относительно намерений нацистской Германии: Гитлер - враг, война с фашизмом неизбежна. После заключения пакта о ненападении работы контрразведчикам даже прибавилось, так как деятельность германской разведки в стране активизировалась. В то же время видимое потепление сказалось на московской, да и всесоюзной афише. С экранов была снята картина Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", антифашистские ленты "Профессор Мамлок" по пьесе Фридриха Вольфа и "Семья Оппенгейм" по роману Лиона Фейхтвангера. Зато в Большом театре с высочайшего соизволения приступили к репетиции оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер", до того находившейся под запретом, потому что Вагнер являлся любимым композитором Гитлера. По этим причинам сообщения разведчиков и контрразведчиков о готовящейся войне наверху принимали с раздражением. Немецкая подруга из персонала посольства печально, с намеком сказала Кузнецову, что скоро им придется расстаться. Уже было известно и то, что в особняке в Леонтьевском переулке, где находилось посольство, сжигали в подвалах документы, убирали дорогие картины, вазы, ковры и гобелены.