Текущее время: 06 май 2024, 21:55



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.
Балет "Жизель" и его исполнители 
Автор Сообщение
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 ноя 2004, 19:19
Сообщения: 8408
Сообщение Балет "Жизель" и его исполнители
........Изображение

Жизель

Музыка: Адольф Адан
Хореография: Жан Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа
Мировая премьера: 28 июня 1841, Королевская Академия музыки, Париж


Всё что связанно с историей создания, авторами и исполнителями этого балета


14 мар 2007, 22:11
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37
Сообщения: 2239
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Нижинский в "Жизели"
Если уж мы затронули эту тему – «Жизель» и её исполнители в Мариинском театре, то начать, пожалуй, можно с артистов начала ХХ века. О Елене Андреяновой – первой исполнительнице роли Жизели в России – можно прочитать в книге В.М.Красовской «Русский балетный театр».
Мне же хочется немного процитировать книгу Веры Михайловны «Нижинский», потому что, как мне кажется, современные исполнители продолжают традиции Павловой, Карсавиной и Нижинского. Итак, немного из книги «Нижинский».
…«Дягилеву захотелось узнать его мнение. Тогда тот, неловко подбирая слова, промолвил, что ещё в школе мечтал о «Жизели». Ему кажется, все, кто танцует, не понимают, какой Альберт. Он вовсе не просто так…не просто обманул девушку, чтобы развлечься. Он искал… Он должен искать красоту…».
«…роль героя «Жизели» вынашивалась Нижинским как некий сгусток поэтических помыслов, как первый выход в поэтическое творчество». «Его не устроил облик избалованного графа, соблазнившего ради забавы невинную крестьянку. Не увлекало и раскаянье героя, принимающего прощение мертвой возлюбленной»… «Герой его полагал красоту единственной ценностью в мире, но не считал, что она способна спасти мир, и спасать красоту не собирался. Пылко любя красоту, он оставался мечтателем, бездеятельно ищущим в ней сокровенный смысл, обнаруживал в этом своего рода расщепленность души и нечаянно сближался с лирическими героями символизма…»
«Но, обращая конкретную героиню старинного балета в символ, танцовщик натолкнулся на отчаянное сопротивление партнёрши.
Когда начались репетиции второго «сезона», между Карсавиной и Нижинским, обычно таким податливым, разгорелись ссоры. Она шла за Бенуа, нарядившим Жизель в костюм времен Готье и Карлотты Гризи… ей хотелось, чтобы Жизель вызывала отклик Альберта своим детским кокетством, внезапной сердечной дурнотой во время танцев, наконец, сумасшествием, вызванным его изменой. А Нижинский задумчиво грыз ногти и, как бы издали её созерцая, не спешил включаться в пантомимный диалог
Она пробовала настаивать, напоминать. Что вот здесь и здесь Альберт ведь должен подойти к Жизели. В ответ он нехотя бормотал, что знает порядок роли.
Кончилось это горьким плачем Карсавиной….Дягилев … «принялся её утешать. Нижинский не капризничает, говорил он, не капризничает, а ищет. У него написаны «тома исследований» о роли Альберта».
… «На подмостки вышел не избалованный и аккуратный красавчик, а одержимый неотвязной мечтой поэт.
Следуя партитуре роли, он вызвал на свидание Жизель. Танцовщик… будто боялся прикоснуться к партнёрше, показывая, как наблюдает его герой в девушке Жизели некий мир, притягивающий и пугающий своей чистотой. Альберт задумчиво улыбался, следя за гаданием Жизели на ромашке, удивлённо пресек посягательство соперника. Безумие и смерть Жизели вызвали у него отчаяние, как у Гамлета, безвинно виноватого в безумии и смерти Офелии…
Второй акт, не отменив сложности, снял хаотичность «отдельной души, сомнения. Страсти, неудачи, падения»: ведь в этом акте и вообще действие «Жизели», покинув драматическую форму, выливается в область чистой лирики. Альберт Нижинского, сменив костюм, казалось, сбросил и сомнения. Он вышел, закутанный в траурный плащ, забыв, что из рук его готовы рассыпаться белые цветы, и медленно пересек сцену, направляясь к могильному кресту Жизели… Снова трубадур, но трубадур – рыцарь Прекрасной дамы, призрака, рождённого его же фантазией. Когда призрак явился, лицо Альберта осветилось, как лицо поэта, воплотившего в звуки рифмы реявший в сознании образ….»
…этот Альберт не испугался мстительных вилис. Они тоже были порождены его собственной поэтической мечтой…»
«Танец же звучал, как классическая музыка, озарённая изнутри новым смыслом и потому блистающая во всём совершенстве форм. Строжайший педант не нашёл бы в нём повода для придирки, так правильны были приёмы, безукоризненны положения тела в воздухе и на полу, устойчивы и точны остановки…»
«Кто мог знать тогда, что «Жизель» останется единственным балетом, где Нижинскому довелось освободиться от маски и выразить сполна свою индивидуальность в чистых формах классического танца?»


17 мар 2007, 20:29
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37
Сообщения: 2239
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Нижинский в "Жизели"
А теперь – о спектакле с Анной Павловой

«Встреча состоялась на гастрольных началах, то есть с одной репетиции, на которой Павлова была не в духе и третировала партнёра, давая понять, что ей безразлична его репутация мировой знаменитости.
…Жизель Павловой не обладала матовой, скромно себя сознающей прелестью Жизели-Карсавиной. Юная язычница в кисейном наряде балетной пейзанки плясала так, будто танец рождался стихийно, нашептанный природой и чувством первой любви….
Наконец Жизель остановилась, призадумалась, немного погрустнела, повернула к дому – и столкнулась с Альбертом.
Да, он не был импозантен, этот мальчик, улыбнувшийся ей так смятенно. Но все в Жизели отозвалось на его взгляд, на жест неприкоснувшихся, благоговейно простертых рук…
Павловой не помешала, как Карсавиной, а помогала та скорбная отрешённость, с какой Альберт Нижинского созерцал сумасшествие и смерть её Жизели. Он не спорил с приговором судьбы, не каялся и, готовый к развязке, наблюдал за поэтической логикой гибели несбыточного романа.
То, что должно было случиться, случилось – и вывело в идеальный покой, в нерушимые гармонии второго акта. Ничто не разделяло героев в царстве виллис. Перед бестелесным объятием Жизели и Альберта, как положено, сломался надвое жезл повелительницы непрощающих дев. Павлова и Нижинский ответили безмятежностью своего дуэта: улыбка Жизели отразилась на лице Альберта, и его крылатый полёт бесстрашно следовал ворожбе её танца.

Петербург такого представления «Жизели» не видел. И может быть, из всех утраченных им ценностей русского балета эта потеря была наигоршей»


17 мар 2007, 20:47
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
Спасибо, Сильфида.

В.М.Красовская о Павловой:

http://mariinka.org/images/mad/128_giselle.jpg
http://mariinka.org/images/mad/130_giselle.jpg
http://mariinka.org/images/mad/132_giselle.jpg
http://mariinka.org/images/mad/134_giselle.jpg
http://mariinka.org/images/mad/136_giselle.jpg
http://mariinka.org/images/mad/138_giselle.jpg

Иллюстрация: http://mariinka.org/images/mad/064_pic3.jpg

"Анна Павлова", Искусство, 1965

_________________
Изображение Мариинский


18 мар 2007, 05:49
Профиль WWW
Завсегдатай

Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37
Сообщения: 2239
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
Уважаемый Mad about Mariinsky!
Книга Красовской о Павловой у меня, конечно есть, и в этом, и в другом издании. По-моему, это не просто биография балерины. Я когда-то прочитала её как художественное произведение.
Может быть, поделитесь своими впечатлениями от исполнителей этого балета? Я ещё не встречала ни одного любителя балета, которому не нравилась бы "Жизель". У многих (и у меня тоже) это самый любимый балет. Мне кажется, что в "Жизели" у исполнителей такой простор для творчества!


18 мар 2007, 12:03
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
Изучая историю Жизели в режиме 365 дней в году, уже 7 лет, я встретился с фактом многочисленности публикаций материалов об этом балете. Библиография Жизели состоит из 2-х томов наименований, рекордное количество, которое не под силу охватить даже большому институту.

Книга Красовской является романизированной биографией Анны Павловны, основанной на документах. К ней можно относится двояко.

С одной стороны, это взгляд историка, знающего фактический материал и могущего дать профессиональную оценку деятельности героини. С другой - это изложение своего личного, персонального отношения автора к героине, что было бы недопустимо в документальном исследовании.

На мой взгляд, книга хороша. Другое дело, что это единственный труд советского (русского) историка о Павловой, изданный в России.

На Западе издается много книг об Анне Павловне. Связано это с безграничностью аудитории. Также, личность балерины рассматривается в различных контекстах. Например, есть глава "Анна Павлова" в книге "Выдающиеся женщины", очень много посвящено ей в работах о Жизели.

В 1982 году на Западе вышел большой труд Кейта Мани (денежная фамилия) "Анна Павлова, её жизнь", в которую автор свалил всё, что было под силу собрать: отрывки документов, статей, фотоснимки, отзывы, библиографию. Книга большая, фактического материала очень много. Но суть издания заключается в том, что, давая куски документов, автор желает потрясти жаждущих полных знаний. При этом, не факт, что автор имеет доступ КО ВСЕМ материалам о Павловой :wink:

Изображение

Вот редкий снимок павловской Жизели: репетиция сцены смерти в Мете в 1910 году.

Изображение

Много написано о Жизели. Это может стать делом жизни - искать книги, публикации, документы, фильмы, читать всё это, смотреть спектакли, слушать музыку. Потом, в другой жизни, ещё и вилисы будут танцевать :lol:

_________________
Изображение Мариинский


19 мар 2007, 19:13
Профиль WWW
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
НАТАЛЬЯ ДУДИНСКАЯ
Ю.Головащенко

"... Веселые и воздушные па чистосердечной и наивной Жизели; Дудинская так легко отлетала от земли, что ее Жизель напоминала мотылька, порхающего на солнце у опушки леса. Незамутненность внутреннего мира, черные глаза смотрят доверчиво и открыто. Но вот во втором акте Жизель среди виллис, и сама она – тоже виллиса, восставшая из гроба, в минуту оживления словно отбивавшая страшную дробь четких и быстрых темпов музыки. Менялся весь характер интонаций танца Жизели – Дудинской, потому что изменился весь ход балетного действия. Теперь Жизель имеет могучую власть, но пользуется ею, чтобы спасти любимого Альберта. В ее позах – благословление, в ее полетах – отрешенность от жестокой жизни, на мгновения – недосягаемость; прежде – наивная девушка, погубленное милое существо, она теперь поднялась над Альбертом – мало кто из балерин передавал это ощущение, столь важное для нравственного поединка героев балета, для его идеи, столь углубленной на нашей сцене...

... Однажды на Урале в одной из газетных рецензий Дудинскую сравнивали со скрипкой Гварнери, Уланову – со скрипкой Страдивариуса. Тонкое и любопытное наблюдение, если вспомнить, что мастер Гварнери добился от своего знаменитого инструмента увеличенной силы звука, разнообразия тембра, предназначая его для больших концертных помещений, а мастер Страдивариус, искатель, в конце своей жизни захотел смягчить звучание своей поразительной скрипки – и добился этого..."

_________________
Изображение Мариинский


20 мар 2007, 18:34
Профиль WWW
Завсегдатай

Зарегистрирован: 14 дек 2004, 20:39
Сообщения: 1168
Сообщение 
Мэд, а Вы не могли бы вывесить здесь эту громадную библиографию "Жизели"? Или хотябы то, что наиболее интересно, на Ваш взгляд.


20 мар 2007, 19:18
Профиль
Завсегдатай

Зарегистрирован: 30 ноя 2004, 19:19
Сообщения: 8408
Сообщение 2 Mad_about_mariinsky
Мэд, спасибо за интереснейший материал. Как ты пришёл, всё здесь оживилось и засверкало обаянием твоей персоны 8)

More, more, more ...


20 мар 2007, 19:29
Профиль
Корифей
Корифей

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36
Сообщения: 1847
Откуда: Мариинский театр
Сообщение 
Sobesednik:
Цитата:
Мэд, а Вы не могли бы вывесить здесь эту громадную библиографию "Жизели"?

Это будет ужасное зрелище :roll:

Кроме того - недейственное. К примеру, исследования, инициированные Лифарём, похоронила война - некоторые публикации невозможно найти, некоторые были изданы под немцами, справлявшими в Опере 100-летие Ж., и преданы анафеме, а значит, не подлежат публикации.

И прочее, смешное и грустное - 1000 и 1 вариант неудобств.

_________________
Изображение Мариинский


20 мар 2007, 19:30
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Русская поддержка phpBB