Вчера прошла лекция , вернее, диалог П.Гершензона со своим учеником и зрителями о "Весне священной
, "ПРОБУЖДЕНИЕ «ВЕСНЫ»: «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ» ОТ ВАЦЛАВА НИЖИНСКОГО ДО МАТСА ЭКА.
Ожидалось, что это будет интересно, но не настолько же.
Интригующе-заманчивый разговор пролетел как одно мгновение, однако шел более трех часов.
Аудитория еще бы слушала и слушала.

А ведь тема -очень специфическая.
П.Гершензон -свободен в мыслях и речи, вдумчив и глубок как балетный аналитик.
Он- современен и демократичен.
Его позиция , возможно, где-то и спорна, но, безусловно, имеет право на жизнь.
П.Гершензон останавливался на 4 главных , по его мнению, "ВС", В.Нижинского , М.Бежара, П.Бауш и М.Эка, но анализировал только три из них. Версия М.Эка недоступна широкой публике, сам хореограф считает ее неудачей и не разрешает пользоваться записью даже для просмотра, кажется, в музее танца Стокгольма.
Анализ этих трех спектаклей мне не передать , разница и схожесть в коллизиях толпы и жертвы , мужского и женского начала, их двойственности.
Танец избранницы в "ВС" Нижинского в реконструкции М.Ходсон очень тяжелый , изматывающий.
М.Пильц в беседе с В.Красовской рассказывала об этой партии : "Я прыгала и ревела.Ревела и прыгала".
Великая неудачница
Юбилей балерины Марии Пильц
https://www.kommersant.ru/doc/564436П.Гершензон даже призывал М.Вазиева заменить женский танец на мужской при постановке вечера Нижинских в МТ.
Но М.Х. на этот шаг не согласился.
Вот как мы , любители балета, можем недооценивать наших артистов.
Обычно у любого балета или музыки, или искусства вообще бывает предтеча, у "ВС" , по мнению лектора, предшественников не было.
После "ВС" Нижинского, за музыкой закрепилась слава "нетанцевальной".
И только М.Бежар первым доказал, что "ВС" может быть спектаклем. Это было в 1959 году, это был первый спектакль начинающего хореографа, через полгода он создаст "Болеро" и эти два труда французского хореографа П.Гершензон заносит в "линейку" выдающихся произведений двадцатого века.
П.Бауш поставила первый и последний балет , по сути феминистское высказывание, которое далось ей очень тяжело.
После огромного успеха ее "ВС" хореограф занималась только деконструкцией, танцтеатром.
Для создания новой выдающейся "ВС" нужны три условия:
1. ВС должна создаваться на подъеме новой художественной волны. Это-декларация нового.
2. Она должна осуществляться хореографом без статуса, новым именем. Она д.создаваться быстро до невозможности, концентрированно. Музыка "Весны" выматывает хореографа до невозможности.
3.Хореограф д.разработать свой собственный пластический язык , свой собственный словарь.
Сейчас это явление невозможно. В искусстве-межсезонье.
По ходу рассказа и показа давались кое-какие комментарии.
Например, он затрагивал природу феноменального успеха "Русских сезонов" и гастролей балета БТ в Лондоне в 1956 году .
Он считает, что этот успех не связан с художественными идеями, это-антихудожественный успех в "нише варваров".
Сказал, что по-большому счету только первые сезоны и только три балета имели успех : "Шопениана", "Шехеразада" и " Петрушка".
По поводу БТ , железный занавес , приехали победители , союзники в войне, в английском балете уже был Аштон.
К сожалению, это было сказано мимиходом, а времени спросить после лекции уже не было.
Мельком коснулся классических балетов .
И сказал , что некоторые балеты , например, "СК", "Баядерка" частично (туда-сюда) "ЛО" настолько привязаны к МТ, что их может танцевать только наш театр, что называется, "гений места".
МТ- великая художественная институция , театр с великим кодом.
Немного коснулся "Нуреева", сказал, что это- московский комплекс неполноценности и желании превратиться в МТ.
Кстати. П.Гершензон говорил о разном мышлении хореографов, одни мыслят как хореографы, другие как танцовщики.
К хореографам он отнес М.Петипа , Баланчина .
На вопрос о современных хореографов, мыслящих как хореографы он назвал А.Ратманского и попросил обратить внимание на русских хореографов В.Самодурова и А.Пимонова.
(А наша критика , такая наша критика, дальше своего носа ничего не видит. Увы. Это я от себя добавила)
МакГрегор мыслит как танцовщик.
Искренняя признательность фестивалю , П.Д.Гершензону и соведущему, студенту,будущему светиле

,Д. Викторову.