Эли68
Заядлый театрал
Зарегистрирован: 04 дек 2009, 16:07 Сообщения: 118
|
Кошмар в мариинском балете Письмо Президенту
Автор А. Ивановский Новый Петербург № 13 (829) Дата публикации| 2012-04-05 Отрытое письмо
В.В. Путину, Д.А. Медведеву, руководителям Комитета по культуре в Государственной Думе, министру культуры РФ.
Речь идет о положении дел в Мариинском театре, театре, прославившем советский и российский балет во всем мире. Понятно, что театром руководит не просто музыкант, а делец от искусства известный в мире, но еще и очень богатый человек, пользующийся огромным влиянием в самых высших эшелонах власти. Отсюда и опасение за дальнейшую судьбу заинтересованных лиц, поэтому обращаемся сегодня без подписей.
Многие годы в театре отсутствует не только директор, главный режиссёр, главный художник, но и главный балетмейстер. Художественный руководитель — директор Мариинского театра В.А. Гергиев (по совместительству: главный приглашенный дирижер Роттердамского филармонического оркестра, главный приглашенный дирижер Нью-Йоркской Метрополитен-оперы, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра, декан нового факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета и пр.), музыкант и отличный менеджер (бизнесмен), но не композитор-дирижёр, как великие Направник, Рахманинов, Светланов. Ему некогда руководить театром, решать судьбы людей. Первый министр или президент РФ не мучайте его и нас — освободите от должности ген. директора. Но, ни для кого не секрет, что для него балетное искусство на последнем месте после инструмен¬тальной музыки и оперы. Известная фраза Валерия Абисаловича Гергиева, брошенная в оркестр перед одним из балетных спектаклей, дирижером которого он по какому-то случаю был: «Вы (музыканты) не забывайте, что под вашу музыку, на сцене еще кто-то подпрыгивает». Эта фраза говорит сама за себя. И дело, даже, не в том, что Валерий Абисалович не любит балет и интересуется им лишь с точки зрения меркантильной составляющей (балетная труппа зарабатывает театру огромные деньги), а скорее в том, что он сам в театре практически не бывает. У него большая гастрольная программа и множество различных контрактов и проектов — деньги прежде всего, а судьбы артистов, служащих, рабочих, что ему до них! Он руководит театром или дистанционно, или через своих за¬местителей, которые, если так можно выразиться, подобраны «под себя» и слово поперек сказать не смеют.
На сайте театра можно найти информацию о руководстве балетной труппы:
Управление балетной труппы Художественный руководитель — директор Мариинского театра ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ И. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра балетмейстер-репетитор ЮРИЙ ФАТЕЕВ Зам. заведующего балетной труппой Мариинского театра Татьяна Бессарабова. Зам. заведующего балетной труппой Мариинского театра Сергей Проскуряков
Немного об этих руководителях. К балету они не имеют никакого отношения.
И. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра балетмейстер-репетитор ЮРИЙ ФАТЕЕВ, заслуженный артист России (с 2010 г.), назначенный на эту должность вместо Махара Вазиева в 2008 г. В 1982 году окончил Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой, в том же году был зачислен в труппу Мариинского (Кировского) театра. Танцевал вторые и третьи партии в балетах «Баядерка», «Пахита», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Сотворение мира», «Карнавал», «Витязь в тигровой шкуре», «Копеллия» и др., не герой, а шут (гротеск). С 1996 года — педагог-репетитор балетной труппы Мариинского театра. В этом качестве принимал участие в подготовке премьерных для Мариинского театра спектаклей Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Джона Ноймайера, Алексея Ратманского, Уильяма Форсайта, Хосе Антонио. Являлся приглашенным педагогом в Большом театре России, кроме того преподавал в Шведском Королевском балете и в Пасифик норд-вест балет, (США), Датском Королевском балете, где осуществил постановку фрагментов балета «Корсар». Принимал участие в проекте «Коро¬ли танца» в России и США и проекте «Стифел и зведы» в США, где ставил фрагменты классических спектаклей. Информация по¬лучена с официального сайта Мариинского театра.
Из резюме понятно, что Юрий Фатеев, в принципе, педагог-репетитор, да еще с уклоном в современную хореографию, а зав. труппой - должность «техническая». Зав. труппой регулирует балетные составы, назначает репетиции, следит за текущим состоянием труппы. К слову сказать, такую профессию приобрести невозможно, но можно научиться, если есть желание, талант, а не только амбиции. У Фатеева, как показала практика его работы за эти два года, амбиции есть. Но, амбиции эти направлены не в сторону организационной работы с труппой, а связаны скорее с бумаготворческим процессом (приказы, распоряжения, докладные и служебные записки и пр.). Г-н Фатеев, как нам думается, так и не понял своего места в театре. Задачи, поставленные перед Фатеевым очень хорошо сформулированы Гергиевым в интервью «Российской газете № 4676 от 4.06.2008 г.
«Юрий Фатеев - наш балетмейстер-репетитор, отлично знающий труппу и всю жизнь работающий в театре, он - предсказуемый человек... Поэтому я совершенно прагматически решил искать человека, который сможет четко строить процесс работы и нормальные взаимоотношения: репетировать будут такие-то, танцевать будут такие-то, столько-то понадобится сценических, оркестровых репетиций... Я просто хочу, чтобы в нашем театре заведующий спокойно и уравновешенно, без крика и шума занимался труппой: репетировал, назначал составы. Чтобы я не узнавал вдруг, что наши артисты бегают танцевать в Михайловский театр, (Вот ужас-то какой! Каждый год талантливые артисты уходят в другие театры) И если бы вдруг я зазвал Ратманского на должность главного приглашенного хореографа, он не знал бы здесь никаких организационных хлопот и занимался только творчеством. Эти задачи и будет решать Юрий Фатеев».
Это лукавство. Практика показывает, что ни четкой работы, ни нормальных взаимоотношений с труппой не состоялось, хотя, между Гергиевым и Фатеевым отношения нормальные, т.к. по словам Гергиева: - «... он (Фатеев) - предсказуемый человек», но на работу, в конце концов, артисты не дружить приходят, хотя это хорошо, для коллектива, а работать, создавать качественную продукцию на высоком художественном уровне - Спектакль! Что касается «крика и шума», то этого сейчас меньше стало, не то, что было при прежнем Махаре Вазиеве. Но сейчас нет и руководства как такового. Теперешняя политика руководства, мягко говоря, странная. Все делается за спинами артистов и прежних «разборов полетов» не бывает. Все недочёты теперь выражаются в снятых за исполнения той или иной партии процентах. Причем, приказов по этому поводу ни кому не предъявляется и обсуждений с артистами не происходит.
Организация творческого процесса бездарна. Расписание репетиций готовится на один день, артисты почти всегда узнают о завтрашних репетициях только вечером накануне. (В западных балетных труппах, между прочим, репертуар театра сверстан на целый год, а расписание репетиций известно, как минимум, на неделю, так было и в советском театре).
В случае подготовки премьерного спектакля репетиции текущего репертуара вообще отменяются, т.к. все время и все репетиционные залы отданы постановочным репетициям. А артистам, занятым в этих репетициях, приходится танцевать и спектакли текущего репертуара. Естественно, это сказывается не только на самочувствии артистов, но и на качестве спектаклей.
Никто в театре не учитывает время пребывания артистов в театре, как это было в советском театре, где всё было согласовано с профсоюзом, и охранные нормы были гарантированы, за этим следило партбюро, состоящее из тех же артистов. Иногда расписание составляется так, что складывается мнение, что «чем хуже — тем лучше». В Трудовом законодательстве строго определено - сколько часов должна длиться рабочая неделя, и можно быть уверенным, в табелях учета рабочего времени, для Комиссии, артистов балета всё будет в полном порядке,и никаких нарушений и переработок вы не найдёте. Но никто не учитывает, сколько артист Мариинского театра вынужден находиться в театре из-за плохо организованной работы. Ситуация зачастую доводится до абсурда, когда после обязательного урока назначается репетиция, и зачастую не одна, затем идет перерыв в 2-3 часа, во время которого, естественно никто никуда не может пойти или поехать, и снова репетиции или спектакль. Иногда репетиция может продолжаться 20 минут, и из-за неё приходится находиться в театре значительное время. Не будешь же в течение дня пытаться, да это и бесполезно, при существующих дорожных проблемах, бесконечно туда - сюда ездить. Кому из руководства дело, где живет артист. Не надо только забывать, что для балетного артиста физическая форма очень многое значит, и отдых должен быть полноценным. Случается фамилия одного и того же артиста стоит в списках разных репетиций, которые идут почти в одно и то же время, и артисты как сумасшедшие бегают из зала в зал. Иногда артист стоит в списке «на запас» в одном спектакле сразу на несколько партий и пр., почему нет запасных? И это при том, что в театре повсеместно нарушается Трудовое законодательство. Да кто же на это смотрит - профсоюза нет, только на бумаге, режиссёры и репетиторы теперь (пенсионеры, прав нет) за этим не смотрят, партийного или иного контроля нет — и о каком творчестве может идти речь. Положенные выходные дни занимаются репетиционными и в последующем времени неоднократно переносятся. Не соблюдается семичасовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе, более того должен быть 2-х разовый вызов на работу артиста, с перерывом 3-4 часа, это зависит от вечернего спектакля или репетиции. Где эти нормы?
Распределение партий между артистами, подчас не поддается никакой логике. Так могут поставить поставить высокую балерину в пару с небольшого роста партнёром, нанося тем самым вред и балерине, и партнёру, т.к. и на физическом, и на эстетическом плане оба проигрывают. В первую линию поставят не лучших, а тех, кто больше начальству нравиться. Молодому солисту, который еще и не выучил толком порядок, дадут спектакль (надо же выполнять контрактные обязательства), отняв спектакль у другого артиста. Поэтому не надо удивляться, что многие уходят из нашего театра в другой театр. Некоторые артисты будут танцевать всё, что возможно, без учета их физических данных и амплуа, а некоторые будут «кулисы подпирать» и не по своему желанию. В плане взаимоотношений (читай — предоставление работы) г-н Фатеев занял очень выгодную для себя позицию. Он всем артистам всё обещает, но обещания и не думает выполнять. Жаловаться некому, Гергиева В.А. в театре нет. Выясняя для себя возможное участие в той или иной партии, артист ходит, как заведенный, по кругу: от и.о. зав. труппой к зам. зав. труппой, от нее к педагогу, от педагога к зам. зав. и снова к и.о. зав. труппой. И каждый из этих «руководителей» перекладывает ответственность на другого, т.к. система ответственности и управления коллективом уничтожена ещё при О.М. Виноградове и В.А. Гергиеве, когда они были «в друзьях». Это происходит, конечно, в том случае, если у тебя за спиной нет кого-нибудь из «сильных мира сего», или к тебе особое коммерческое или сексуальное отношение руководителя. А, выясняя свою возможную занятость в спектаклях текущего репертуара, у зам. зав. труппой можно получить ответ в достаточно грубой и пренебрежительной форме. Вот так походит артист, походит и плюнет. Сколько можно унижаться! Про амплуа вообще забыли. Характерных танцовщиц ставят танцевать классические партии и наоборот. Как бы ни говорили об универсальности артистов Мариинского театра, такое понятие, как «амплуа» и физические данные, никто еще не отменял, даже если идёт эксперимент необъявленный, для русской труппы классического балета. Но, если ты нравишься руководителю, он может дать тебе любую партию и без учета твоего амплуа или способностей, не смотря на то, что есть танцовщики, которые имеет ярко выраженное амплуа и могут это станцевать значительно лучше, что мы не раз видели. Приведём еще один маленький пример бездарного руководства труппой. Г-ну Фатееву пришла замечательная мысль: обкатывать составы, для зарубежных гастролей на зрителях Санкт-Петербурга. Готовится труппа, к примеру, на гастроли и на сцене Мариинского театра последний спектакль, танцуют артисты, в этих гастролях участвующие. Ничего, что не все ещё порядок выучили на 100%, зато за пределами Родины блеснут. А, что зритель в Санкт-Петербурге? А зритель — вынужден халтуру кушать. Но, дело не только в этом. Получается, что одни и те же артисты и на гастролях заработают, и в Санкт-Петербурге. А кто в списки гастролеров не попал? Вопрос риторический. А бывает и так — спектакль выпускают «молодежным составом». Раньше, когда вводили молодого артиста в спектакль, он, всегда ориентировался на более старшее поколение по мизансценам, актёрским работам, стилем, манерам и пр. Понятно, педагоги должны, обязаны научить артиста и т.д., но всех нюансов передать почти невозможно, если нарушаются традиции преемственности. И всегда более опытные помогали, подсказывали, поправляли... А если рядом стоит такой же не опытный артист? На кого ориентироваться? Вот молодежь сама на себя и ориентируется. Потеряна школа воспитания молодого специалиста. И опять, как следствие, страдает качество спектаклей. О чём пишут критики и говорят сами профессионалы...
Амбиции г-на Фатеева естественно распространяются более на творческую составляющую процесса, т.к. организационной он заниматься, в общем-то, и не умеет. Да и на репертуарную политику он повлиять ни как не может. Как Гергиев скажет, так и будет.
Из послужного списка г-на Фатеева видно, что он приверженец современного балета и его не очень интересует классическое наследие. Говорят, что он приглашён в американский фонд и не отказался от зарплаты. Приехали. Иначе он больше бы уделял внимания репертуарным спектаклям царского и советского периода, и хотя бы как-то попытался повлиять на репертуарную политику, многое восстановить ещё можно, отстаивая интересы балетной труппы перед главным своим работодателем. А его интересует своя карьера, эгоизм и поездки за границу, для того, чтобы это иметь, он всегда был удобным и угодным...
Может быть, г-н Фатеев не ту труппу возглавляет и не того театра? А, может, ему надо работать в провинции и быть более полезным в качестве репетитора?
Следующий начальник зам. заведующего балетной труппой Татьяна Бессарабова — отдельная история. Чужой человек для труппы, она приехала к нам из другого города, без конкурса была принята. Её деятельность в театре возмущает весь состав труппы и уже очень давно. Такое впечатление, что она «крёстный отец» местной мафии, а коррупция поразила и эту часть общества. Пренебрежительное, хамское отношение к артистам — стиль поведения г-жи Бессарабовой. И от этого человека зависит не только творческая карьера (т.к. она распределяет партии в спектаклях, готовя списки для и.о. заведующего, составляет списки на гастроли и пр.), но теперь ещё и заработная плата (о чем - немного ниже). Занимается она, в основном, дележом денег (кому - сколько). В общем, всё как везде - распил. А почему должно быть по-другому? Не хотим заниматься «перемыванием косточек» отдельного человека, который, прикрываясь корпоративными интересами, решает свои (и не только свои) — меркантильные интересы. Необходимо прислать в театр КРУ, для проверки работы театра, как это было сделано в 1996 - 1997гг. И В. Гергиева, который был уличён в мошенничестве, бывший мэр СПб А. Собчак, заставил заплатить 800.000 американских долларов в бюджет города, половина работников театра добровольно заходили в Комиссию из Москвы и рассказывали о двойных контрактах, о взятках... Тебя уличили, но ты заплатил и уже «молодец». Существующая проблема выходит далеко за рамки бытовых разборок. Конечно, вряд ли Вы, власть, услышите то, о чем говорят в гримёрках, т.к. артисты очень зависимые люди, и страх, что тебе не дадут танцевать, не повысят зарплату по способностям и по труду, не возьмут за границу побеждает даже здравый смысл. Это всегда страшно, когда "маленький человечек" получает власть. Можете представить, что чувствуют дети, когда попадают под власть такого человека. А приходят в театр совсем молодые и не всегда крепкие духом ребята. И поэтому на общем собрании труппы, которое может быть и бывает то один раз в 10 лет, не находится смельчаков, желающих сказать всё, что они думают, не только среди молодежи, но даже и среди маститых артистов, педагогов-репетиторов. Срабатывает обыкновенный человеческий фактор: «Скажу, что против плохого управления творческим процессом, плохого морально-психологического состояния труппы - вообще ничего не дадут танцевать или репетировать». Неоднократно, возмущенная труппа пыталась поднять вопрос о профнепригодности г-жи Бессарабовой (дело дошло даже до В.А. Гергиева), но, по всей видимости, духу или веры у инициативной группы не хватило довести дело до логического конца. Но Гергиев это знает. И что? Покрывает?!!
Еще один руководитель. Зам. заведующего балетной труппой Сергей Проскуряков, окончивший Академию балета им. Вагановой в 1978 г. (в те годы еще училище) - больше про него сказать нечего.
Вот и все руководство балетной труппы Мариинского театра. Остальные члены руководящего состава, на как таковое руководство не претендуют. Есть, конечно, педагоги-репетиторы, и хорошие есть, только к руководству труппой они отношение не имеют, да и не могут повлиять на положение дел, т.к. и сами стали зависимыми. За расписание репетиций и за составы артистов, занятых в спектаклях, они не отвечают, и регулировать участие солистов или артистов в спектаклях практически не могут. Имеют они все, в основном, иногда, право совещательного голоса. Есть еще, конечно, так называемый ХУДСОВЕТ — но он больше о творчестве (кулуарные разговоры), как таковом, чем о делах земных, каждодневных. Хотя очень бы хотелось узнать мнение этого худсовета по поводу руководства труппой, не по поводу личностей даже, а хотя бы по поводу процесса. Не дождётесь! Это понятно, для того, чтобы руководить балетной труппой, не надо быть Ульяной Лопаткиной или Дианой Вишневой, но иметь авторитет в балетном мире нужно обязательно, т.к. балет это профессия особенная. А, что касается некоторых перечисленных персон, то они просто удобны высшему руководству — «как скажут, так и будет». В лучшем случае будут отстаивать свои «шкурные» интересы. За каждый спектакль они могут получать до 10.000 долларов США... А как не дадут заработать? Сегодня права отдельного человека выше, чем интересы коллектива! Хотя и Закона такого нет, и ущербная норма не в правилах нашего народа. Вот и получается - два главных руководителя балетной труппой: Художественный руководитель - директор театра, нисколько не умаляя бизнес-способностей Валерия Абисаловича — не имеет к балету как таковому НИКАКОГО отношения, а его помощник (исполняющий обязанности) не имеет НИКАКОГО руководящего и организационного опыта, кроме своей корысти. А как же народная мудрость: «сапоги - сапожник, пироги — пирожник»?
К слову сказать, одно пожелание г-на Гергиева Ю. Фатеев принял как руководство к действию — это то, что нужно поддерживать молодежь. Из уже приведенного интервью Гергиева: - «...Кроме того, нужно поддерживать молодежь...». Теперь на сцену зачастую выпускают молодых артистов балета, которые только и успели, что порядок выучить. Если убрать танцовщиков среднего возраста (имеющих стаж работы 10-12 лет из 20) со сцены, у кого будет молодежь учиться? Нарушается преемственность поколений, русские традиции, справедливость, как бы высокопарно это ни звучало. Делая ставку на молодых, г-н Фатеев прекрасно понимает, что для них он авторитет и его будут слушаться беспрекословно. Является ли он авторитетом для более старшего, более опытного поколения танцовщиков — это большой вопрос, даже для него. Нет, мы не против устоявшейся фразы — балет искусство молодых, но, надо же иметь чувство меры и хоть немного здравого смысла. И сколько молодому артисту нужно время войти в репертуар, стать мастером балета? Пять — десять лет. Зачем плевать в колодец? Пускай он попробует сказать У. Лопаткиной, ещё не пенсионерки, что она, по его меркам, старая, и надо отобрать у неё спектакль за такие деньги? Это все преамбула. О проблемах в балетной труппе Мариинского театра можно написать целый талмуд, точно так же, как и о проблемах российского балетного искусства в целом. Николай Цискаридзе решил сказать некоторые факты о бездарном руководстве и капитальном ремонте Большого театра. Вот для всех яркий пример, что будет с артистом — танцевать не будет, голодная творческая смерть и быстро на пенсию! Или можно прочитать небольшое интервью одного из бывших безнравственных руководителей балетной труппы Мариинского - Кировского театра Олега Виноградова в январском номере Санкт-Петербургского журнала «Инфоскоп».
В данном обращении не будем рассматривать творческую составляющую, т.к. это требует глубокого и всестороннего анализа, хотя и об этом придется сказать несколько слов. В первую очередь, хочется коснуться реформы бюджетной сферы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений... оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
При разработке Новой формы оплаты труда в бюджетной сфере говорилось о том, что старая система оплаты труда себя изжила и не обеспечивает в полной мере связь оплаты с результатами. Уровень заработной платы устанавливался по формальным признакам: отнесение должности к тому или иному разряду тарифной сетки, наличие образования и стажа работы по должности, наличие почетных званий. Неужели все это: и образование, и стаж, и звания не имеют под собой никаких оснований? Интересно, что сделали бы с таким руководителем в драматическом театре А. Фрейндлих, О. Басилашвили, О. Табаков,...Да, просто выгнали бы такого руководителя из театра.
Не будем много внимания уделять этим документам - все это можно прочитать в Интернете. Интересно только, что, по предположению разработчиков, новая система позволит повысить стимулирующую часть оплаты труда, а значит мотивацию каждого работника и коллектива в целом на повышение результативности и качества работы. Новая система призвана упорядочить выплаты существующих доплат и надбавок, оптимизировать штатную численность сотрудников, перераспределить фонд оплаты труда и повысить качество предоставляемых услуг в учреждениях культуры. Но, в жизни всё не так.
С 1 декабря 2010 года фонд оплаты труда состоит из базовой, включающей в себя должностной оклад и выплату компенсационного характера, и стимулирующей частей. Базовая часть фонда обеспечивает гарантированную заработную плату всех работников учреждения и формируется в соответствии со структурой учреждения, штатным расписанием и тарификационными списками работников, которые составляются на основе должностных окладов, установленных по должностям работников. В соответствии с этим Постановлением администрацией Мариинского театра проведена определенная работа по внедрению этой новой системы оплаты труда. Причем, на эти условия была переведена только балетная труппа и вполне возможно с подачи самого г-на Фатеева. В Маринке ввели сдельную (именно сдельную) форму труда. Точнее - зарплата артиста складывается из 3-х частей:
1. Оклад, получаемый из средств федерального бюджета.
2. Выплаты за участие в конкретных партиях (с учетом расценок, установленных в театре Фатеевым).
3. Стимулирующая надбавка за мастерство и особые заслуги, выплачиваемая из средств гранта Президента (распределяется по усмотрению руководства балетной труппы).
Есть еще надбавка за выслугу лет (если она работает?) Вот где Прокуратура города и министерства культуры РФ должны навести порядок, чтобы не было коррупционной составляющей. Внесём некоторые пояснения.
1. Оклад.
Сумма этого оклада, получаемого из средств федерального бюджета (его базовая ставка) по величине, просто унизительная для артиста одного из лучших театров мира, получившего, как правило, одно из лучших балетных образований в мире. И что характерно, у разных артистов балета одной категории эта базовая сумма разная, что наводит на определенные мысли.
2. Выплаты за участие в конкретных партиях – сдельная форма оплаты.
«Гениальными» руководителями балетной труппы были сделаны РАСЦЕНКИ каждой партии во всех спектаклях. (Копия этого документа есть у авторов). Эти расценки не согласованы ни с Министерством по культуре, ни с Комитетом по финансам, ни с комиссией по труду и занятости). Эта задумка появилась у Юрия Фатеева. Хотели бы мы посмотреть его реакцию на такую инициативу начальства, если бы это появилось в период его работы артистом балета, и его лишили бы заработка.
Вот выдержка из интервью, данным Юрием Фатеевым обозревателю "Известий" Светлане Наборщиковой 25.11.2008, вскоре после назначения его на должность: «… Самая болезненная реформа коснется распределения зарплаты. Я не считаю, что люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку, должны оплачиваться наравне с теми, кто дышит театром, не вылезает из репетиционного зала. Необходима дифференцированная оплата труда. Ввести ее в моей власти. Говоря о людях, не дышащих интересами театра, мы, в основном, имеем в виду артистов кордебалета, а он у нас достаточно обширный. При таком количестве народа мы можем иметь два, а то и три качественных кордебалетных состава. Их у нас пока нет». Это демагогия воспринята им ещё от О.М. Виноградова – Хлестаковщина.
Очень интересная характеристика артистов кордебалета, между прочим, лучшего КОРДЕБАЛЕТА в мире, что признано всеми мировыми балетными критиками.
Интересно, кто заставляет руководство держать в театре артистов, которые «только числятся». Зачем раздувать труппу, пополняя ее вновь и вновь, если, по словам Ю. Фатеева, в труппе есть «… люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку». Они что – отказываются заработать на пропитание? Или не могут? Уверены, что среди танцующих артистов балета не найдется ни одного, кто отказывается от работы. Происходит ровно наоборот. Особенно сейчас, при введении новой формы оплаты труда.
Не совсем понятно, как оценивались трудозатраты, если так можно выразиться, в каждой партии, при создании этого эпохального документа. При его изучении складывается впечатление, что просто всё «с потолка» взято, малограмотным артистом. И теперь артисты не думают о том, как танцевать ту или иную партию, не думают о воплощении того или иного образа, а думают о том, сколько они смогут заработать. В каждом театре есть стенд, на котором размещается информация о репетициях, занятости в спектаклях и пр. Интересную картинку теперь можно наблюдать у этого стенда в Мариинском театре. Некоторые артисты приходят к этому стенду чуть ли не с калькулятором! Возможно, по их подсчётам, при начислении зарплаты их обманывают. Посмотрите «распечатку начислений» – отрывок бумажки с загадочными обозначениями, которую и для туалета-то, неприлично использовать.
Направленная, якобы, на повышение результативности и качества работы система переводит творчество в разряд рыночных отношений. И дело даже не в том, что один артист получает больше, чем другой. Наверное, это правильно: больше работаешь – больше получаешь, при одинаковых ролях или способностях. Но театр, в том числе и балетный, имеет свою определенную специфику. Можно это объяснить на маленьком примере. Работая на заводе и изготавливая, например, болт, рабочий может этих болтов изготовить столько-то и получить за это – столько-то. А если выпустит их больше – больше получит (так называемая сдельная форма оплаты труда). Ура – справедливость! Можно ли себе представить ситуацию, в которой рабочего ограничивают в возможности изготовить больше деталей и, как следствие, меньше заработать? Что же это за сдельная форма оплаты будет? Нонсенс. Есть, конечно, производства, когда необходимо изготовить определенное количество таких «болтов» - больше их просто не нужно. Но тогда речь не идет о сдельной форме оплаты. А что может сделать артист балета Мариинского театра (или другого какого-нибудь), если он хочет работать, а по какой-то причине ему не дают этого сделать? Ссылаясь, например, на то, что труппа большая и всем надо заработать, или на то, что в этом месяце у тебя мало работы, зато в следующем будет больше, или на то, что раньше это танцевали высокие артисты, а теперь будут – маленькие? Причин может быть огромное количество, в том числе: - «Ну, не люблю я тебя». Хороший пример можно привести из репертуара театра. Например, в декабре 2010 г. в репертуаре было большое количество балетных спектаклей, и работы было много. А вот в феврале 2011 г. балетных спектакле 16, а в марте этого же года – аж, целых 9 и т.д. Ну, и как артисты могут заработать? Кто отвечает за репертуарную политику? И кто будет доплачивать хотя бы среднюю зарплату (минимум биологического выживания)? Гергиев, Фатеев или Правительство? Почему так плохо сформирован репертуар? Как заработать, если нет спектаклей? Контроля нет, что хочу то и ворочу! Предполагалось, что будут оплачивать репетиции (как это делается в западных балетных труппах), да что-то не очень спешат это делать. Возможно, рассматривать и западный вариант оплаты, но надо знать свою историю и свои традиции. А если учесть, что участие в тех или иных партиях зависит, как это не прискорбно, от того, как к тебе относится начальство или от того, есть ли у тебя кто-то важный за спиной (это общеизвестный факт, и касается он не только Мариинского театра), то и получается, что при равных возможностях и способностях, кто-то «наделает болтов» столько, сколько захочет, а кто-то - столько, сколько захочет начальник. Тем более, что качество спектаклей даже некому оценивать. Или репертуарная политика только от непосредственного начальника зависит? Нет. Сколько и каких балетных спектаклей Гергиев прикажет поставить в репертуар, столько и поставят. В великом городе нет ни одного органа, который бы мог контролировать театр, Анатолий Чубайс здорово продавил ситуацию при Ельцине Б.Н. Смольный или другой компетентный орган города отстранён от контроля за деятельностью театра, а ведь театр находится в зоне нашего города, а Москва далеко, события множатся каждый день. Так и хочется закричать: помогите!
3. Стимулирующая надбавка за мастерство и особые заслуги.
Эта выплата, вернее ее величина, полностью зависят от решения начальства, без учета мнения Худсовета. Вообще, не очень понятно, кто и как оценивает заслуги того или иного артиста. Для премьеров и солистов величина надбавок регулируется контрактом, а у обыкновенных артистов эта надбавка, в основном, выражается в «отбавке». Кроме системы, так называемого «стимулирования», в труппе были введены еще и штрафные санкции артистам за те или иные «правонарушения». В конце месяца их суммируют и учитывают при начислении надбавок. Такого нет ни в одном учреждении на всем обозримом культурном пространстве. Сидят два человека и решают: - «Вчера ты оступился (неважно по какой причине, может, дырка в линолеуме) – не дадим надбавки. Сегодня, как нам показалось, ногу поднял на 40%, а надо на 45% - снимем 30%. А у тебя форма, по нашему мнению, не очень хорошая – со всех твоих партий – 25% поснимаем. А тебя я вообще не люблю, т.к. ты сказал, что «надо снимать надбавки с руководства за плохую работу»... Будешь у меня на хлебе и воде. Будешь знать, где твоё место». Вот и всё стимулирование. А ещё штрафы за то, что опоздал на урок, причем, у разных артистов величина этого штрафа может быть разная. (В зарубежных театрах, например, уроки артистам оплачивают, как и репетиции). Определения качества в балете задача далеко не простая и субъективная. Отсюда беспредельная возможность властвовать, всё для коррупции…
Между прочим, в проходящей сейчас реформе культурной сферы, такое положение, когда надбавки единолично распределяет руководитель, будет вообще во всех театральных коллективах. Дорвались!
Из этих составляющих и складывается так называемая ЗАРАБОТНАЯ плата балетных артистов Мариинского театра. Руководители стали работодателями.
Характерно вот что, при переводе труппы на новую форму оплаты труда, всем без исключения артистам балета были предложены индивидуальные контракты взамен тех, которые были подписаны ранее в двухстороннем порядке (с одной стороны, работодатель, с другой - работник). Театр, как организация не ликвидировался, не реорганизовался, не обанкротился. Условия труда сотрудников не изменились. Введение новых условий оплаты труда без перевода на другую работу, по законодательству, не должны ухудшать положения работников. Тем более – без их на то согласия. Некоторые артисты так до сих пор эти новые контракты не подписали, а расчёт заработной платы, в нарушение всех возможных законодательных актов, производится и с ними, по новой форме оплаты. Причем, в самом начале этого “эксперимента» новые контракты подписали немногие артисты. Затем было общее собрание труппы, на котором руководству задавались конкретные вопросы о перспективах работы с учетом новой формы оплаты труда. Вразумительных ответов на заданные вопросы относительно перспектив работы труппа так и не дождалась, однако, под давлением руководства, (не будешь танцевать, не поедешь в поездку за границу, не получишь звание…) многие согласились подписать новые контракты. Шантаж!
В старых контрактах была зафиксирована величина надбавки, получаемой из средств Гранта Президента России (тогда еще В.В. Путина). Может быть, это было и не совсем правильно, может быть, кто-то из артистов и был не доволен тем, что существовала, в некотором роде, уравниловка, но такая ситуация позволяла хоть отчасти быть уверенным в заработной плате. Бездумно подойдя к хорошей инициативе руководства страны «повышение результативности и качества работы» новая система превратилась в фарс и привела артистов к полной рабской зависимости.
Или так было задумано? Бесконтрольность руководства в театре - главная причина несправедливости. Вы сами понимаете, профсоюз это нано-величина, хотя представитель профсоюза от балетной труппы иногда добивается возвращения отнятого выходного и приводит всю труппу в истерическое состояние. Да и вообще, новый контракт – это особая статья. В нем, между прочим, черным по белому написано, что у артистов 6-ти дневная неделя с одним условным выходным днем. Это, в каких таких Законодательных актах есть определение - «условный» выходной день?! Из-за бездарного руководства очень часто случается, что выходной день переносится на неопределенный срок. А это единственный выходной, за который артист балета должен решить все житейские проблемы. А семья, дети…?. Артисты же не в безвоздушном пространстве живут, даже те « …которые приходят по выходным дням и занимаются самостоятельно. Они фанатики. Не замечают ничего, кроме балета» - выдержка из интервью г-на Фатеева. Это пока они 1 или 2 года работают. А про выходные дни на гастролях - вообще смех сквозь слезы. Теперь день вылета и день прилета считается выходным днем! У артиста нет даже возможности адаптироваться к другому временному поясу. Прилетел, на следующий день – генеральная репетиция и спектакль. Вернулся, на следующий день с утра на урок и вперёд. Куда – в могилу?
Самая большая проблема, как всегда, человеческий фактор. Как могут один, два человека беспардонно распоряжаться судьбами и жизнями такого коллектива. Раньше минимум 10 человек решали, друг друга контролируя. Было относительно справедливо! Соблюдалась Конституция. Это не высокие слова. Для артиста балета, как впрочем, и для любого артиста, жизнь – это сцена. Если ты не выходишь на сцену по независящей от твоих профессиональных способностей причине, возникает естественный вопрос – ПОЧЕМУ? И дать ответ тебе на этот вопрос должно твое непосредственное начальство. В этом случае авторитет нравственно-профессионального руководства (талант) должен быть такой высокий, чтобы каждый балетный артист мог быть уверен в адекватной оценке своих профессиональных качеств. Всё должно быть подчинено требованиям профессии и «ничего личного». То, что сейчас происходит в театре, не поддается никакой логике. Уровень труппы падает, об этом скажет любой зритель, а не только балетный критик или артист. Всё очевиднее становится отсутствие концепции развития балета в театре. А кто будет об этой проблеме думать: г-ну Гергиеву не до балета – он занят более глобальными проектами, а главного балетмейстера или художественного руководителя балета как не было, так и нет.
Искусство, как театральное, так и балетное – дело тонкое. Какие критерии оценки качества исполнительского мастерства? Кому-то нравиться одно, а кому-то совершенно другое. В классическом балете есть каноны, которые дают возможность оценить профессионализм артиста балета. При всех равных «качественных и количественных» показателях, все артисты разные, но все они (артисты Мариинского театра) высокие ПРОФЕССИОНАЛЫ, иначе, зачем руководство их отбирало из многих студентов Академии или отбирало по конкурсу артистов на работу в театр? Так и оценивать их труд надо, как высокопрофессиональный, а не как секретарш или уборщиц в офисе (хотя труд тоже не простой). Введение «новой» формы оплаты, по мнению специалистов, разрабатывающих эту концепцию, должно было привести не только к «повышению результативности и качества работы», но и к увеличению заработной платы. Действительно, у незначительного количества артистов зарплата выросла значительно, а большинство артистов очень сильно пострадали, не снизив при этом свои профессиональные качества и не отказываясь от работы. Их просто отстранили, взяли у них часть зарплаты и перераспределили среди удобных. В Мариинском театре нет артистов, которые «едят чужой хлеб». Еще раз скажем – все работают с полной отдачей, а если найдётся один пример, так надо ставить вопрос об уходе работника перед коллективом и перед худсоветом труппы.
Нет секрета в том, что и на пенсию артисты балета имеют право выйти в 40 лет мужчины и женщины не за «красивые глаза». Как правило, к концу своей творческой карьеры 90% артистов имеют тяжелые профессиональные заболевания, связанные с травмами опорно-двигательного аппарата. Нет нужды говорить о том, сколько стоит сейчас наша бесплатная медицина. Кстати, во время зарубежных гастролей для артистов балета оформляется почему-то не рабочая, а туристическая страховка, которая естественно не сможет покрыть расходы на лечение, если артист получит травму. Экономия на здоровье человека.
Заканчивая службу в таком возрасте, редко кто успевает получить дополнительное образование. Это связано, в первую очередь, с «ломаным» графиком работы в течение всего рабочего времени (обязательный утренний урок, дневные репетиции, утренние и вечерние спектакли и один выходной день). Некоторым удается получить дополнительное педагогическое образование в Академии Русского Балета, которую заканчивали ранее. И то, слава Богу, что руководство Академии идёт иногда на какие-то уступки работающим артистам в плане посещаемости. Иначе не будет профессиональных студентов.
Безусловно, изначально получая профессию артиста балета, нужно быть готовым и к травмам, и к сложному графику, и прочим «удовольствиям» этой профессии. Но, нельзя забывать о том, что это искусство совмещено с огромными человеческими затратами не только на физиологическом, но и на морально-психологическом уровне, и эти затраты должны быть достойно компенсированы.
Что уж говорить о планировании личной жизни. Об этом не может идти и речи в таких условиях. А проблема балерин, которые готовятся стать мамами? Нет возможности балерину перевести на лёгкий труд на время ожидания ребенка, ну не могут женщины в это время танцевать. В советское время такой балерине ежемесячно выплачивался средний заработок до её возвращения на сцену. А теперь они получают базовый оклад. Нашли на ком сэкономить. Господи! Да их по пальцам можно пересчитать – будущих мамочек Мариинского театра.
Рабский труд, казалось, у нас отменен давным-давно. Так вот, табличка - «РАБЫ», висит на шкафчике в одной из мужских гримёрок. И висит она не без оснований! Мариинский театр это ХРАМ искусства. Как во всяком храме в нём тоже есть РАБЫ, но...
Попадая в этот ХРАМ высокого искусства, артист постепенно превращается в раба, полностью зависящего от зачастую предвзятого мнения непосредственного начальника. О каком творческом росте можно говорить, если был Приказ, запрещающий репетировать партии, которых нет в репертуаре артиста, но которые он хотел бы станцевать, т.е. если артист хочет подготовить какую-то партию (из текущего репертуара театра) самостоятельно для возможного участия в том или ином спектакле, он это сделать не имеет права. Он должен сначала получить разрешение на возможность попробовать, а потом уже получить репетиционное время. Что уж говорить о подработке на стороне. Заработать в театре не всегда получается (в связи с новой формой оплаты труда), так тебе ещё и подработать не дадут. «Не пущать!» или «договориться» с начальником. Ещё одна фраза из интервью Фатеева: - «С личными гастролями у нас больших проблем нет. Этот вопрос решается достаточно мирным путем. Во всяком случае, пока». Речь, конечно, идет о солистах. А куда «бедному крестьянину податься»? Что делать артисту кордебалета или корифею, если ему предложили что-нибудь станцевать на другой сцене или принять участие в съёмках? Почему надо прятаться, выдумывать какие-нибудь больничные. В нашей стране совместительство не запрещено и работать по контрактам в других местах тоже. Что за феодализм? Можно привести ещё одну выдержку из интервью Фатеева: «Мне и хочется, чтобы все, кто работает в труппе, любили свое дело. Чувствовали, что руководителю с ними интересно. (А как насчет мании величия?-прим. авт.) Таких людей немало. Я вижу девочек, которые приходят по выходным дням и занимаются самостоятельно. Они фанатики. Не замечают ничего, кроме балета. Мне кажется, это здорово. Русская балетная школа славится именно своей духовностью. Одухотворённостью. Тем, что дыхание неземное исходит со сцены в зрительный зал». Как хорошо любить девочек или мальчиков, которые не замечают ничего кроме балета. Как замечательно сказано, особенно про фанатизм и духовность и дыхание неземное, но кушать-то хочется всем, даже, как, ни странно, балеринам. А через год или два они получают травмы, за них работают старшие артисты, и их фанатизм на этом заканчивается. Ситуация, сложившаяся в театре вызывает у артистов уже не любовь, а недоумение и отвращение. О какой «одухотворённости» можно говорить, когда психологическое напряжение, вызванное бездарным руководством, достигло «точки кипения». О каком ТВОРЧЕСТВЕ можно говорить, о какой «эффективности и повышении качества»?
Еще одно интересное наблюдение: Юрий Фатеев в своем же интервью призывает ориентироваться на западные труппы.
- «Возьмём лучшие западные компании. Там человек, получающий зарплату, качественно используется в каждом спектакле. … А у нас люди порой забывают о том, что они артисты балета, и перекладывают свою нагрузку на плечи других. (Это кто интересно перекладывает? Очень бы хотелось, чтобы уважаемый г-н Фатеев назвал их поимённо. Вызывают возмущение такие инсинуации. Впечатление, что г-н Фатеев о каком-то клубном коллективе любителей рассуждает. – прим. авт.) Раньше у нас была действенная система переизбрания. Раз в пять лет собиралась комиссия, состоящая из балетмейстеров-репетиторов, педагогов, представителей руководства. И если комиссия считала, что человек не соответствует профессии, его могли просто уволить. Сейчас, если артист достиг 38 лет, ему можно предложить уйти на балетную пенсию. Но и это не всегда срабатывает: по российскому законодательству можно трудиться до шестидесяти».
Это кто, интересно, танцует после выхода на балетную пенсию? А поимённо? Жаль, нет комиссии для оценки работы такого начальника.
Разве можно сравнивать западные балетные труппы, да ещё и лучшие, с нашим театром. Представляете, какая там заработная плата, какая социальная защита, какой там профсоюз, какие страховки и пр. Ну и потом, Государственных трупп за рубежом крайне мало, в основном частные. Мариинский театр – театр федерального подчинения, т.е. самый, самый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Кто-нибудь из артистов «Ковен-Гардена» или «Нью-Йорк сити балет» живет в общежитии, проработав в государственном театре более 10 лет, и не потому, что ему это нравиться, а потому, что нет денег на покупку простой однокомнатной квартиры. В России многие артисты кино, снимаясь в рекламе, могут позволить себе запросто квартиры покупать. Порадуемся за них. А как быть с гордым званием АРТИСТА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА? Как ощущать себя наследником великого русского - советского балетного искусства? Как чувствовать себя представителем ЛУЧШЕГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА В МИРЕ, когда ты подходишь к расписанию и считаешь – хватит тебе денег до следующей зарплаты на пропитание, а не на нормальную человеческую жизнь или нет. Одно издевательство.
С уважением и надеждой на Решение этих проблем сегодняшних правителей нашей страны.
А. Ивановский
|