Nata M
Завсегдатай
Зарегистрирован: 21 мар 2007, 21:03 Сообщения: 1386 Откуда: Санкт-Петербург
|
 Еще раз о Жизели 21.12.2011 - О.Новикова, Т. Аскеров
Редко бываю на форуме Мариинки, еще реже пишу, но не могу не выступить в защиту Жизели 21.12.2011. С большими сомнениями шла на спектакль, в основном, из-за Аскерова (повлияли крайне отрицательные отзывы об его выступлениях). Да и Олеся, прямо скажу, не порадовала в последней Баядерке: была в ней, кроме технических погрешностей, какая-то усталость, психологический надлом, что ли (возможно, это связано с неопределенностью ее положения в театре?). Сейчас могу сказать, что я рада, что увидела спектакль, который никак не могу назвать «провальным», благодаря, в первую очередь, О. Новиковой. Мне всегда импонировало в ней стремление (и, главное, ее способность) найти в любой роли свое, нестандартное, вИдение. В данном случае к партии Жизели это относится более, чем к другой. Для меня, если отталкиваться от «построения» заглавной партии, в этом спектакле наиболее важен первый акт, поскольку в наше время мало кому из балерин удается, оставаясь в традициях образа «простодушной пейзанки», органично привнести в него что-то свое, не разрушая при этом ткань спектакля (как мы помним, первой половины 19 века); не просто изобразить, а «прожить» эту роль. На мой взгляд, Олеся относится к тем балеринам, которым это удается в полной мере. В свое время на встрече с ней в Театральном музее она поразила меня и неожиданной для столь юной девушки глубиной личности, и какой-то невероятной искренностью и открытостью, совершенно не характерными для нашего времени. Про себя я ее сразу определила «тургеневской девушкой нашего времени». По-моему, эти же черты характера лежат и в основе ее Жизели. Не отходя от традиции исполнения партии в первом акте, Олеся сумела создать образ не просто наивной девушки, безоглядно влюбленной в Альберта, а передать, какое это хрупкое, но, в то же время, нравственно сильное существо, «выпадающее» из своей среды обитания, данной ей судьбой. Может быть, именно за это, сам того не осознавая, и полюбил ее Альберт. И именно эта «нездешность» привлекает к ней и подруг, и того же Ганса, который, искренне любя ее, все же не понимает, что она живет и чувствует «по другим правилам» (и что, в конечном счете, и губит ее). Очень хороша была О. Новикова в сцене сумасшествия, «прочтение» которой смотрелось совершенно органично в «теле» спектакля (опять же, первой половины 19 века). Олеся счастливо избежала в ней демонстрации той «клиники» (т.е. излишнего натурализма), чем грешат сейчас некоторые балерины. Полностью согласна с Ольгой К. – действительно создавалось впечатление, что жизнь и рассудок из нее уходили рывками: Жизель сопротивлялась распаду ее мира, но смерть все равно была неизбежна. И умирала она не просто «от любви и предательства», а потому, что ее Жизели продолжать жить, как говорится, «в новых обстоятельствах» невозможно, она не способна стать «как все», жить по общим правилам. Первый акт был исполнен не без претензий, но предъявлять их, скорее, надо к партнеру Олеси Т. Аскерову (о нем чуть позже). Чувствовалась некоторая нервозность в исполнении и, надо прямо сказать, полноценного дуэта не состоялось. Кордебалет был не плох и не хорош, а отсутствие классического дуэта (крестьянского па-де-де) стало уже общим местом, и гастроли тут не причем: то же имело место на последнем фестивале балета (!!). Второй акт традиционно был исполнен на более высоком уровне (даже в отсутствие части вилис, из-за чего сцена выглядела слегка сиротливо). Соглашусь с мнением по поводу непродуманного подбора танцовщиц: правило ставить балерин в кордебалет и в «двойки-тройки» так, чтобы они гармонично смотрелись друг с другом, увы, кануло в Лету. Что же касается Олеси, то ее исполнение было, если не безупречно, то очень близко к этому. Про воздушность и кажущуюся безусильность ее танца уже сказано. Добавлю, что ей, как никому другому, удается передать существование ее героини между двух миров – живых и мертвых (вернее, неприкаянных душ – призраков). В мире живых ее продолжает удерживать только любовь к Альберту и как последний акт ее – спасение любимого человека от смерти. И только после прощения Альберта и прощания с ним она окончательно уходит в «мир иной». Хочу отметить, что и стиль исполнения Олеси во втором акте полностью находится в стилистике балета; а еще мне она напоминает по линиям и позировке старинные гравюры 19-го века. Что касается Т. Аскерова, то, при всех претензиях к его исполнению партии Альберта, хочу сказать несколько слов в его защиту. Конечно, он еще не готов танцевать такие партии (даже не представляю, каков он был в ЛО). Ему явнр не хватает и сценического опыта (да и жизненного тоже) и, главное, хорошей выучки. Очень бросается в глаза провинциальная школа, отсутствует культура движения и жеста (особенно это видно в пантомимных сценах). НО я вижу потенциал танцовщика: он, без сомнения, способный человек, обладающий артистической натурой. У него хорошие внешние данные, хорошие пропорции, мягкие пластичные ноги, неплохой прыжок, вполне пристойные поддержки, особенно с учетом его возраста. Те технические ошибки, которые он допустил, (их, к сожалению, было много) отношу к его недоученности – это не столько его вина, сколько беда, что пришлось ему учиться в Баку, где и в советские времена школа была не из лучших. Присоединяюсь к мнению, что ему было бы неплохо пройти класс усовершенствования в Вагановском, но не уверена, что в нашем меркантильном мире он еще сохранился. Единственный выход для Т. Аскерова – договариваться о совместной работе с кем-нибудь из хороших педагогов напрямую (а, кстати, кто у него репетитор в театре?). И, конечно, ему необходима очень большая и продуманная работа с репетитором над образом в целом. Удивлена, что кому-то он показался некрасивым, по-моему, у него как раз сценическая внешность. Неужели мешает «восточное» происхождение? Но тот же Корсунцев (а можно вспомнить еще Цискаридзе, Рузиматова, еще раньше - Нуреева) тоже не обладает внешностью классического принца, что, по-моему, не мешает ему (и другим тоже) исполнять классический репертуар. А разве тот же Малахов красив? Про И. Васильева я уже молчу: трудно найти танцовщика с такими «корявыми» внешними данными, но при этом не говорят, что у него небалетная внешность. Претензию же, что пока плохо подготовленного артиста ставят на сложные классические партии надо предъявлять, в первую очередь, балетному руководству – это его недоработка, да и попросту отсутствие ответственности перед зрителем (а может, еще что похуже). Действительно, с ходу можно назвать с десяток способных артистов Мариинки (и юношей и девушек), которых годами «маринуют» в корде или «двойках-тройках», когда они уже вполне могут справиться с более сложными партиями. Но опять же – это претензия к администрации, которая, утверждая составы, руководствуется, видимо, такими соображениями, в которые не входит готовность (и способность) артиста исполнить роль на достойном уровне. Кроме того, далеко не все обладают, как Вазиев, «чутьем» на артиста, позволяющим правильно оценить его потенциал и точно определить, когда он в состоянии сделать следующий шаг в своем мастерстве (и, главное, вовремя дать ему возможность сделать его). Как резюме: в планах был поход на Жизель с Образцовой, но опять же «пугал» Аскеров. Сейчас могу сказать, что (если только Евгению не заменят), пойду на спектакль обязательно, и мне теперь будет интересно посмотреть, насколько я права в отношении Т. Аскерова. Извините за многословие, и спасибо тем, кто добрался до конца моего отзыва.
|