 |
|
Текущее время: 02 май 2025, 19:53
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Автор |
Сообщение |
Sobesednik
Завсегдатай
Зарегистрирован: 14 дек 2004, 20:39 Сообщения: 1168
|
Спасибо огромное! Я всё нашла, если кому-то надо, библиографию повешу в ЖЖ.
|
24 янв 2007, 16:52 |
|
 |
Сильфида
Завсегдатай
Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37 Сообщения: 2240 Откуда: Санкт-Петербург
|
 О "Лебедином озере"
Итак, вооружимся книгой В.М.Красовской. Она пишет, что "тогда не считалось творческой заслугой быть автором балетного сценария" , "авторы нарочно показывали, что к делу относятся не слишком-то серьезно". Чайковский получил сценарий Бегичева и Гельцера, где было написано следующее (привожу с купюрами): "в.. игриво-ироническом тоне было написано все первое действие - о забавах принца Зигфрида с друзьями и о приходе его матери, объявляющей, что он должен жениться... Второй акт, на озере, рассказывался языком, небрежно сочетавшим прозаические "житейские" обороты речи с мелодраматически приподнятым тоном. Таков был, например, рассказ Одетты, предназначенный для долгой условной пантомимы. "Мать моя - добрая фея,- говорила Одетта, - она, вопреки воле отца своего, страстно, безумно полюбила одного благородного рыцаря и вышла за него замуж, но он погубил ее - и ее не стало. Отец мой женился на другой, забыл обо мне, а злая мачеха, которая была колдуньей, возненавидела меня и едва не извела. Но дедушка взял меня к себе. Старик ужасно любил мою мать и так плакал об ней, что из слез его накопилось вот это озеро"... Клятва Зигфрида в верности Одетте, измена ей в следующем акте и многие другие эпизоды излагались все тем же неряшливым языком... Только в последнем акте серьезным... становился слог сценаристов. Зигфрид просил Одетту простить его невольную измену. она отвечала, что поздно. Тогда, говорилось в сценарии, "он быстро срывает с ее головы венец и бросает в бурное озеро, которое уже выступило из своих берегов. Над головой с криком пролетает сова, неся в когтях брошенный принцем венец Одетты - Что ты сделал! Ты погубил себя и меня. Я умираю, - говорит Одетта, падая на руки принца,и, сквозь грохот раскатов грома и шум волн, раздается грустная последняя песня лебедя. Волны одна за другой набегают на принца и Одетту, и скоро они скрываются под водою. гроза утихает, вдали едва слышны слабеющие раскаты грома..... и на успокаивающемся озере появляется стадо белых лебедей". Так подлинно драматически завершалась тема любви, торжествующей над самой смертью.
Зигфрид из ЛО выступал спасителем Одетты, и его измена, предопределеная роком, была неотвратимой логической виной. На бал в замок принцессы приходила Одиллия, поразительно похожая на Одетту, но Одетту не робкую и нежную, а манящую и задорную. Изменяя преданному сердцу Одетты, Зигфрид, в сущности, все время оставался ей верен. Но, познав ошибку,он, как полагается герою, утверждал свою верность страданием и смертью.
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось Сильфида 24 янв 2007, 21:17, всего редактировалось 1 раз.
|
24 янв 2007, 21:08 |
|
 |
Sobesednik
Завсегдатай
Зарегистрирован: 14 дек 2004, 20:39 Сообщения: 1168
|
Это Вы из какой книги приводите цитату?
|
24 янв 2007, 21:15 |
|
 |
Сильфида
Завсегдатай
Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37 Сообщения: 2240 Откуда: Санкт-Петербург
|
Это из книги "Русский балетный театр второй половины XIX века".
Очень приблизительно описав спектакль Рейзингера, но дав подробно сценарий, по которому работал Чайковский, Красовская описывает постановку Иванова-Петипа. Привожу некоторые её высказывания:
"Последний акт спектакля, поставленный {Ивановым}, оказался менее цельным как раз потому, что М.И.Чайковский "округлил" сказочный сюжет во имя счастливого балетного финала. Это не вмещалось в концепцию драмы Одетты и Зигфрида, как понимал ее П.И.Чайковский. Мотив нравственной вины, находящей наказание в себе самой и в наказании - искупление, звучал у композитора трагически...
Далее Красовская пишет, что черные лебеди последнего акта -это "интонации печали и тревоги" (хорошо бы авторам программки почитать!)... Плач о погубленном счастье предварял последнюю встречу Одетты и Зигфрида.... И оптимистический финал, взятый напрокат из трафаретных балетных апофеозов, был неуместен даже при всей своей конфузливой поспешности.
Хореографы последующей поры чаще шли за сценарной разработкой М.И.Чайковского, насильственно завершая борьбу героев за счастье благополучной победой. Подчас хореографы ударялись в другую крайность, внося мелодраматические ноты: в ленинградской постановке А.Я.Вагановой (1933) Одетта погибала от выстрела Ротбардта, Зигфрид закалывался, потеряв любимую....
Все еще отпугивает мнимым пессимизмом решение, диктуемое музыкой Чайковского и хореографией Иванова: смерть - и наказание и искупление для героев спектакля; смерть, соединяющая героев, - счастливый исход для Одетты и Зигфрида.
В общем, у меня тоже возникает вопрос: а куда делся Ротбардт?
Теперь немного о балете Григоровича. У Ванслова (книга 1971 года) читаем:
"Озеро лебедей, где царствует Одетта, выступало как символ идеального поэтического мира, противостоящего обыденной реальности, как олицетворение романтической мечты принца... Это видение, греза, мечта...
Романтические порывы юноши обречены. Его танец дублировала мрачная тень - Злой гений. Он не колдун и не птица. Это символический образ, аналогичный образам судьбы, фатума, рока в симфониях Чайковского. Он, словно двойник или тень, неотступно преследовал романтического юношу... А может быть, это часть души самого принца, так сказать. "изнанка его существа".
Кто же такая ...Одиллия? Она - двойник Одетты, подобно тому как Злой гений - двойник Зигфрида. Они символизировали подмену подлинного идеала внешней, блестящей обманчивой видимостью.
В окончательном же варианте этого переосмысления образов нет, а потому иным оказался и финал спектакля. По первоначальному замыслу он был трагедийным. Сгинул Злой гений, бездыханной пала Одетта, потрясенный Зигфрид остался один. И вот, за опустившимся "лебединым" гербовым знаком высвечивалась Одетта как идеал Зигфрида, а он повторял жест своей клятвы.
Теперь уже добавлю от себя. Где-то читала, что Григоровича заставили сделать счастливый финал (шел 1969 год), потому что на ЛО водили иностранные делегации - "Вы представляете, что будет? Пессимизм нам не нужен!"
|
24 янв 2007, 22:33 |
|
 |
Sobesednik
Завсегдатай
Зарегистрирован: 14 дек 2004, 20:39 Сообщения: 1168
|
Да, я все же дам библиографию, чтобы было ясно, что за книга 1971 года имеется в виду.
http://nik-t-o.livejournal.com/18948.html
|
25 янв 2007, 13:18 |
|
 |
Mad about Mariinsky
Корифей
Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36 Сообщения: 1847 Откуда: Мариинский театр
|
О появлении Одили на бале и почему З принял её за возлюбленную.
Вы как-то упускаете, что во второй сцене первого акта З пригласил Одетту на бал и поклялся избрать её своей невестой. Когда Одетта исчезла, З. подобрал перо, и на балу держал его.
Он пригласил её. Поэтому он ждал её появления, и остальное его не интересовало. И великолепие сцены бала должно подчеркивать всю глубину чувства З. к Одетте. Сидел и смотрел на перо, которое удерживало его от соблазнов, унося к дорогим воспоминаниям.
Одетта приняла приглашение, прибыла на бал, но поздно. Появившись в окне, она увидела, что её место уже занято, и в момент её появления З. клялся в любви к авантюристке, по мнению Одетты - к другой.
На озере З. клялся избрать Одетту и разрушить чары. На балу он клялся в любви к Одетте, но формально он поклялся в любви к другой женщине.
По сути, он не нарушил обеих клятв, и Одетта - узнав об интриге, простила его, но оплакивала свою судьбу.
Красовская много написала о ЛО. В целом она касается хореографической концепции спектаклей, не касаясь спорных моментов. Петербургский финал она назвала трафаретным апофеозом
В.Красовская, Русский балетный театр второй половины ХIХ века, Искусство, М.-Л., 1963:
постановка бете - стр.188-203;
постановка Петипа-Иванова - стр.377-392.
_________________
Мариинский
|
12 мар 2007, 18:48 |
|
 |
Сильфида
Завсегдатай
Зарегистрирован: 25 июл 2006, 19:37 Сообщения: 2240 Откуда: Санкт-Петербург
|
Уважаемый Mad about Mariinsky!
Это очень интересно - Зигфрид пригласил Одетту на бал и т. п. Почему-то этот момент упускают составители программок. О том, что он ей покляллся в любви и верности, пишут, а о приглашении на бал - нет! Да и как она могла придти на бал, будучи лебедем?  Наверное, только ночью, когда чары Ротбардта спадут ненадолго. А Одиллия явилась на бал гораздо раньше, вместе с другими гостями. Зигфрид, похоже, это как-то не учёл 
|
13 мар 2007, 15:21 |
|
 |
Mad about Mariinsky
Корифей
Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36 Сообщения: 1847 Откуда: Мариинский театр
|
Интересно, почему ЛО попало в "Околобалетные разговоры" 
_________________
Мариинский
|
13 мар 2007, 16:12 |
|
 |
Инфанта
Завсегдатай
Зарегистрирован: 26 окт 2006, 15:39 Сообщения: 590
|
Хоть кем назовем - главное же смысл! Здесь очень интересное глубинное обсуждение спектакля, это, мне кажется, самое главное. Хотя, пожно перенести эту тему. Но куда? в Мариинский балет? Здесь не только МТ фигурирует... Не в балетную же галерею... 
|
13 мар 2007, 16:20 |
|
 |
Mad about Mariinsky
Корифей
Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 15:36 Сообщения: 1847 Откуда: Мариинский театр
|
Светлый финал Мариинского Лебединого озера
В.М.Красовская, Русский балетный театр второй половины ХIХ века, Л.-М., 1963, стр.377-378
_________________
Мариинский
|
14 мар 2007, 13:21 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]
|
 |